История служения

  • Игуменья Арсения
  • Реставрировать храм начали только в конце 80-х
  • Праздничную Божественную литургию в день памяти свт. Митрофана Воронежского (20 августа 2016 г.) в храме свт. Митрофана Воронежского в п. Себрово возглавил епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей
  • Церковь в п.Себрово действовала в Себрово до 1940 г., а потом ее ждала участь многих российских храмов...
  • Могила Михаила и Марии Себряковых
  • На 1-ю В церковь в Себрово в свои молодые годы каждый день ходила Анна Себрякова, будущая игуменья Арсения, причисленная в прошлом году к лику святых
  • Икона свт. Митрофания Воронежского в зраме в Себрово
  • Настоятель храма о. Михаил Коновалов многое сделал для его восстановления
Чем знаменит храм в поселке Себрово. Окраина Михайловки в Волгоградской области – здесь располагалось некогда имение Михаила Себрякова, отца игуменьи Арсении, самой известной в истории Усть-Медведицкого женского монастыря игуменьи, недавно причисленной к лику святых. Сейчас о знаменитой в ту пору семье Себряковых в Себрово, кроме самого названия поселка, напоминает только православный храм, возведенный около двух веков назад. Здесь и побывал наш обозреватель Александр Литвинов.

В 1762 году царь Петр III издал указ о пожаловании пустопорожних земель Кобылянского юрта Области войска Донского, что близ реки Медведицы, за верноподданную службу в вечное потомственное владение полковнику Михаилу Себрякову. Он был прадедом игуменьи Арсении, в миру – Анны Михайловны Себряковой. Вскоре на левом берегу Медведицы появилось селение, получившее уже в конце того же XVIII века название слободы Михаила Себрякова, или же просто Михайловки. Первых жителей во вновь построенную слободу привезли из малороссийских земель, а потому и по сей день в Михайловке можно встретить немало чисто украинских фамилий. Часть этих семей была переселена затем в поселок, где возводилось родовое поместье Себряковых. Со временем название поселка в простонародной речи упростилось, и он стал называться Себрово.

Путь христовой невесты

Отец Анны, Михаил Васильевич Себряков, был человеком образованным, окончил математический факультет Харьковского университета. Он также имел чин штаб-ротмистра, служил войсковым казначеем (то есть министром финансов) Области войска Донского и являлся войсковым дворянским депутатом. В 1833 году в семействе Михаила Себрякова и его жены Марии и родилась дочь Анна. Девушка росла начитанной и набожной. В 16 лет отец хотел сосватать Анну за очень выгодного жениха, но та изъявила желание стать христовой невестой и уйти навсегда в монастырь. Отец воспринял с пониманием это желание дочери – он ведь и сам в свое время мечтал о тихой монастырской жизни. Так, в 1850 году Михаил Васильевич Себряков отдал 16-летнюю Анну в служение в Усть-Медведицкий монастырь. Жена Михаила Васильевича, Мария Алексеевна, умерла, когда в Себрово близились к концу работы по возведению православного храма. Любящий супруг похоронил жену у приалтарной его части. Впоследствии там же похоронили самого Михаила Васильевича, а позднее, уже в начале XX века, к ним же подзахоронили их сына Василия и его жену Анастасию – надгробия их в виде своеобразного миниатюрного некрополя и сейчас находятся по сторонам от центрального погребения Себряковых на территории церкви.

Сподвижник императора

Огненным вихрем пронеслась по казачьим краям революция 1917 года. Знаменитый усадебный дом Себряковых в стиле ампир сожгли взбунтовавшиеся мужики. Зеркала и прочее добро семейства было растащено, парк – вырублен. Но сохранилась усадебная церковь Себряковых, в которую когда-то каждый день приходила Анна Себрякова, будущая русская святая. Храм имеет необычное название – возведен в честь святителя Митрофания Воронежского. Этот известный в свое время человек, архиепископ Воронежский, был верным сподвижником Петра I. Он же стоял у истоков создания русского флота, освящал и первый петровский корабль, спущенный на воду в Воронеже. Церковь в Себрово сильно пострадала в 30-е годы ХII века. Тогда, чтобы решить жилищные проблемы местной цыганской диаспоры, сделать цыган людьми оседлыми, власти отдали им храм разбирать на кирпичики для возведения домов. Одну из колонн, с южной стороны, устранили – она мешала тракторам заезжать в церковь, приспособленную под склад. Тогда же за участие в контрреволюционном движении иоаннитов – старейшем духовно-рыцарском ордене Европы – был арестован настоятель храма отец Иоанн Калугин. Но сам храм в Себрово действовал вплоть до 1940 года. Хоть был изрядно обезображен, однако остов его сохранился нетронутым.

Памятник в стиле ампир

После Великой Отечественной войны в храме сперва располагался клуб, а затем – снова склад. В наши дни церковь святителя Митрофания в Себрово находится практически в черте города Михайловки. Храм этот – один из двух архитектурных памятников в стиле ампир (то есть в имперском стиле), расположенных на территории нашей области. Второй такой храм – памятник архитектурного ампира – находится в селе Карповка Калачевского района. В Европе стиль ампир в архитектуре начал водворяться во время наполеоновских войн. Россия в то время жила с отставанием от Европы примерно на полвека, и, соответственно, здания в стиле ампир стали в ней строиться ближе к середине XIX столетия. Так, в 1834 году на средства штаб- ротмистра Михаила Себрякова был возведен и храм в Себрово. В нем налицо практически все признаки стиля ампир, применявшиеся в храмах того времени. Прежде всего – высокие колонны и пристроенные к храму с трех сторон своеобразные крытые галереи, или же классицистические портики. Правда, в себровском храме, в отличие от храма карповского, нет ротонды – круглой постройки, увенчанной куполом. Сравнительно небольшая трапезная сливается в нем в единое целое с центральным его помещением – этот эффект достигнут здесь благодаря отделяющим их друг от друга большим аркам. Алтарь также решен необычно: алтарная часть в нем – квадратная, а не круглая, как в основном бывает в православных храмах. А колокольня построена в храме уже при современной его реставрации. Реставрировать храм начали только в конце 80-х годов минувшего века, прежде всего – трудами местного священника, отца Михаила Коновалова. Шпиль на колокольне храма собственными руками также восстановил священник. И это символично по-своему – ведь сам архиепископ Митрофаний Воронежский в начале своего подвижнического пути также вел церковную службу под именем Михаил, как он и был окрещен от рождения…

DNG