Итальянское солнце яблочного спаса

Волгоградские художники вернулись с летних творческих дач. Посмотреть плоды их загородных трудов можно на новой выставке «Пленэр – 2011» Волгоградского музея изобразительных искусств (зал на ул. Чуйкова, 37). Интрига в том, что пленэр был интернациональным.

Выезды волгоградских художников из мастерских «на открытый воздух» (так с французского переводится слово «пленэр») проходят при финансовой поддержке областной администрации с 1994 года. Не во всех российских регионах власти на это идут. В этом сезоне летний пленэр, организованный областным комитетом по культуре, департаментом международных связей администрации Волгограда и музеем, стал «двухсерийным» и международным.
Первая его «серия» проходила в городке Олевано Романо – побратиме Волгограда. Да, это не Флоренция или Милан, а всего лишь предместье Рима, иной весовой категории, чем даже Волгоград. Но уже не первое столетие провинциальный городок со средневековой архитектурой, извилистыми улочками и оливковыми рощами привлекает маститых художников. Здесь, например, работал Жан-Батист Коро, увековечивший ландшафты Олевано Романо в своих полотнах.
Ну, а теперь на итальянской земле побывали пять волгоградских художников во главе с директором музея Еленой Орловой. На выставке «Пленэр – 2011» они показали свои заграничные командировочные впечатления.
Это живописные, почему-то безымянные композиции Ольги Маловой – со своим почерком, лирическим мироощущением. Как всегда, амобытен и раскрепощен Владимир Шолох. Неожиданный ракурс и у декоративных, интерьерных работ Марии Мелиховой. Жаркая Италия растопила космический астрал Георгия Матевосяна, несмотря на то, что ему приходилось вставать в пять утра (как следует из названия одного пейзажа). А вдохновение, видимо, наступало на вершине Олевано, позолоченной бликами восхода. Изящная женственная графика Елены Орловой – камерная, нарядная, в насыщенной бирюзово-изумрудной гамме...
Вторая «серия» пленэра проходила в станице Филоновской Новоаннинского района, в живописных окрестностях реки Бузулук. Там, рядом с волгоградскими коллегами за мольбертами трудились итальянцы. Было бы интересно узнать, что и как итальянские художники увидели в наших степных краях. Но, к сожалению, представлены лишь три небольшие акварели западных авторов (Valentina Martino, Domenico Carpentieri, Fiammetta Neri), а хотелось бы, чтобы международные проекты были более представительными. В основном видами Бузулука мы любовались в пейзажах волгоградских художников, и солнце в них жарило поистине с итальянской силой.
– Наши пленэрные «почеркушки» в зале смотрятся совсем иначе, – с подкупающей скромностью высказываются экспоненты, – оказалось, и палитра разная – в Италии и здесь.
Достойно выступили участники волгоградского пленэра Наталья Рухлина, Галина Горшенева, Ирина Тур, Эльвира Завьялова, Елена Коссович-Обухова, Екатерина Гельперн, Галина Ермоленко, Владимир Юнак, Леонид Гоманюк, Юрий Сорокин, Валерий Макаров, Павел Пугачев. Лучшие пейзажи окрашены авторской экспрессией, в них нет фотографичности («Утро» Е. Коссович, «Яблочный спас» Н. Рухлиной, «Оранжевая улица» Е. Гельперн, «Тишина перед дождем» Е. Горшеневой, цветочные пастели Э. Завьяловой, «Солнечный ветер» М. Антоненко и др.)
Выставка «Пленэр – 2011» работает до 20 октября.