Как отличить настоящую гжель от подделки

Мастера Гжели научат, как отличить искусство от подделки
Не всякая посуда, расписанная фольклорными бело-голубыми розами, относится к знаменитому русскому фарфору – гжели. Об истории этого исконно российского промысла и его сегодняшнем дне рассказывает выставка, открывшаяся в областном краеведческом музее. Консультанты выставки объясняют, чем истинная гжельская керамика отличается от наводнивших рынок подделок.

На выставке представлены авторские работы именитых художников Гжели – Сергея Алехина, Сергея Исаева, Леонида и Виктории Черновых, их мастерских.

– Мы хотим показать волгоградцам прелесть нашего родного российского промысла, каноны которого оттачивались веками, – рассказывает технолог, куратор выставки Людмила Пашкова. – Это гордость России. По своему художественному уровню гжель гораздо выше турецко-китайского ширпотреба. Недаром гжельская керамика хранится в музейных собраниях всего мира.

В экспозиции представлены более тысячи произведений художественной подглазурной росписи: посуда, плакетки, шкатулки, мелкая пластика. Если внимательно присмотреться, сразу видишь: каждый рисунок неповторим. Это не удивительно, ведь гжельские росписи делаются вручную. Обычная же штамповка никогда не будет такой живой и дышащей.

Это одна из примет подлинности гжели – техника росписи. Растительные и геометрические орнаменты наносятся быстрыми, сочными мазками. В них четыре обязательных элемента: листовая роспись, сетка, кудрина (завитки) и фирменная роза.

Кисточки в опытных руках мастера творят настоящие чудеса. Не все знают, что кобальт, которым наносят узор, сначала не василькового, а черного цвета. Расписанный художником предмет покрывают глазурью и мелкодисперсным стеклянным крошевом, затем ставят на поддон и отправляют в печь для обжига, который выполняется в течение 36 часов при температуре около 1100 градусов. После термической обработки глина превращается в фарфор, а черная краска меняет цвет на небесно-синий. На художников работает целое производство: литейщики, формовщики, обдирщики, глазуровщики.

Гжельская посуда использовалась в основном купеческим сословием, а купцы любили добротность. Поэтому гжель и по сей день очень прочная, небьющаяся посуда, узор на которой не стирается.

На выставке также показаны образцы глины, из которой изготавливается настоящий гжельский фарфор. Современную гжель создают только из белых глин, а начинался промысел с черных, красных и коричневых. Мастера Гжели уверены, что такие выставки помогут сберечь традиции и знаменитый народный бренд, который давно стал одним из символов Родины.

DNG

Поделиться в соцсетях