Как в Дубовке наладили импортозамещение стульев

  • Как в Дубовке наладили импортозамещение стульев
  • Как в Дубовке наладили импортозамещение стульев
"Сталинградка" продолжает исследовать коллекции районных музеев области

Очередные замечательные "старости" обнаружил наш обозреватель Александр Фолиев - на этот раз в Дубовке.

Ах, этот модный ток!

В позапрошлом веке появиться на людях с непокрытой головой считалось неприличным. Для женщины показать волосы из?под головного убора или платка было просто постыдным. Поэтому XIX был «веком шляп». Но не в селах и станицах – там женщины до наших дней предпочитают платки.

В те времена такой «легковесный» предмет гардероба стал важнейшей составляющей для прекрасных дам, чуть ли не мерилом их вкуса и социального положения. Тогда же в этикете появилось правило: женщине необязательно снимать шляпку в помещении.

К сожалению, подлинную женскую шляпку начала ХХ столетия можно увидеть далеко не во всех музеях. А вот в Дубовке – запросто. Называлась она ток (или тока) и была чрезвычайно популярна.

Определяем размер шляпки

Рядом со шляпкой - редкий инструмент. С первого раза трудно определить его назначение. Изготовлен он из тонкой пружинной латунной полосы, свернутой в кольцо, причем концы полосы не закреплены между собой и могут свободно перемещаться друг относительно друга, изменяя длину окружности кольца.

Внутри - прикрепленные к концам ленты деревянные ручки, а между ними – небольшая шкала, градуированная в сантиметрах и вершках. Сей прибор нужен был для измерения размера головных уборов. Пользовались им скорняки, модистки и продавцы магазинов готового платья.

Наверное, в тех случаях, когда примерять головной убор не разрешалось. Дело в том, что в те времена косметические средства для ухода за волосами могли оставить жирные пятна на шляпе. И покупатели обходились без примерки. Продавец сжимал ленту измерителя, вводил его внутрь шляпы и отпускал пружину. Показания на шкале соответствовали размеру головного убора.

«Спотыкач» с немецкими корнями

Один из наиболее популярных у славян – напиток – «спотыкач». Родиной его считается Украина. Свое смешное название напиток получил за «особые» свойства. При его употреблении голова якобы остается свежей, мысли ясные, но ноги… начинают заплетаться и спотыкаться.

«Спотыкач» больше было принято считать напитком для женской аудитории: крепость составляет порядка 30 градусов, как наливка. Впрочем, и у мужской части он вызывал «дружное одобрение».

Генрих Бекман, немец по происхождению, – основатель водочной компании «Бекман и К°». Согласно данным 1887 года на спирторектификационном, водочном и ликерном заводах компании было произведено водки, ликеров и очищенного вина 340? тыс. ведер. Чтобы понять объемы производства, напоминаем, ведро – единица измерения объема жидкостей, примерно равная 12,299 литра.

"Турецкая желудочная", "Гази-Бек" и "Ай-Люли"

Кроме собственной продукции, фирма успешно торговала алкогольной продукцией других русских и зарубежных фирм. Ассортимент собственных изделий включал около 100 наименований. Только раздел русских водок насчитывал свыше 30 сортов: «Бекманская горькая оранжевая», «Бекманская горечь», «Листовка», «Смородиновая почка», «Майский травник», «Пржепалянка», «Кола африканская горькая», «Английская горькая», «Турецкая желудочная»...

Разряд русских коньяков представляла марка «Гази-Бек», а лучшими ликерами фирмы считались «Какао Шува-Мараскино», «Кюрассо-Ванильный» и «Ай-Люли».

Все это ликероводочное изобилие успешно продавалось не только в фирменных магазинах «Бекман и К°» в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, но и в сети частной торговли по всей Российской империи.

Общество «Бекман и К°» разделило участь всех частных водочных производств Российской империи: начавшаяся Первая мировая война, введение «сухого закона», а потом – революционные события поставили крест на некогда процветавшем предприятии. От него остались лишь пустые бутылки-экспонаты в музеях и частных собраниях.

Диван из прошлого

Почему?то многие считают, что мебель-трансформер – продукт современной эпохи, изобретена она прежде всего из?за тесноты малогабаритных квартир. Историю мебели с глубокой древности сегодня вспоминать не станем (дабы не расстраивать кого?то). Но отметим: в Дубовском историко-краеведческом музее представлен диван-трансформер конца XIX – начала XX веков.

В его спинке – шкафчики с полками для мелких принадлежностей. А сами валики можно откинуть, при этом длина дивана увеличивается почти на полметра. Поэтому кто?то высокого роста имел возможность вытянуться и спокойно отдохнуть.

Диван, хотя и подарок жителей Дубовки музею, однако сделан где?то далеко. А из мебели же местных мастеров есть в музее «венские стулья». Делали их, как правило, из гнутой под паром буковой древесины. Изобрел эту технологию в середине XIX века венский мастер Михаэль Тонет (в этом году, кстати, исполнилось 200 лет со дня его рождения).

Многие уверены: венский стул – гениальная по простоте и изяществу конструкция. Видимо, так считали и мастера из Дубовки. Но зарослей бука вокруг славного города нет и не было, поэтому гнутые стулья изготовляли из других, часто совсем не подходящих для этого, пород дерева. В результате «венские стулья» из Дубовки хотя и не такие крепкие, как из бука, зато намного легче и практичнее.

P.S. "Сталинградка" благодарит коллектив Дубовского районного историко-крае­ведческого музея за помощь в подготовке публикации.

Поделиться в соцсетях