Как в СССР проникали «чужие» танцы

Как в СССР проникали «чужие» танцы
Многие наши читатели, пожалуй, еще помнят те замечательные времена, когда в выходной, по субботам и воскресеньям, молодежь бежала в парк на танцплощадки.

И мало кто задумывался о том, что танцы были мероприятием, где напрямую сталкивались мода, мораль и политика…

С ними боролись, а они жили

II Всероссийская конференция комсомола в мае 1922 года назвала танцы одним из каналов проникновения в молодежную среду мелкобуржуазного влияния. Из брошюры В. Замоскворецкого 1924 года: «Мы не отрицаем огульно всех танцев, а лишь указываем на вредность современных буржуазных, отражающих сексуальные моменты во всех формах (типа танго). Мы принимаем танцы, где есть налицо элемент творчества, как, например: кавказская лезгинка, русская присядка и украинский гопак».

В конце нэпа в СССР была развернута пропагандистская кампания против фокстрота. В журнале «Жизнь искусства» появилась статья «Новый вид порнографии. Танец фокстрот». Автор назвал танец сексуальной патологией. С критикой на фокстрот обрушились комсомольские газеты. Итогом стал запрет этого танца в СССР.

Хотя боролись не только с фокстротом, но и с чарльстоном, танго, а… танцы жили. Их танцевали и стар и млад – под звуки оркестра, в клубе и дома. Никто не разбирался, что откуда пришло, танцевали, и все тут! Уже в начале 1930?х были изменены культурные ориентиры. Фокстроты, чарльстоны и танго стали легитимными. Стихийные танцплощадки узаконили, их обнесли заборами, обустроили сцены, и… понеслось.

Рок-н-ролл и фокстрот покорили танцплощадки

Танцевали даже в войну! Выступления агитбригад, которые приезжали на передовую, тоже всегда заканчивались танцами. Одним из феноменов послевоенных советских танцплощадок до некоторого времени были женские пары. Девушки танцевали друг с другом. Это было следствием недавно прошедшей войны, которая выкосила огромную часть мужского населения страны.

Источник звуков – все тот же патефон и пластинки на 78 оборотов. Имена Лещенко, Козина, Сокольского, Вертинского запрещены. А вот Утесов разрешен, но и его «блатные» песни тоже запрещены: «С одесского кичмана бежали два уркана», «Гоп со смыком – это буду я»…

Во второй половине 1950?х годов вместе с узкими брюками и женскими короткими юбками колоколом в СССР пришел танец буги-вуги. Официальные инстанции тут же назвали его проводником «разлагающего влияния» на молодежь. Особенно насторожила власть характерная для этого танца импровизация…

Следующий этап борьбы с западными танцами пришелся на 60?е. Причиной ненависти официальной власти стал рок-н-ролл! А с ним в СССР пришли стиляги, отличительным признаком которых власть считала не только особый стиль одежды, но и манеру двигаться, прежде всего – танцевать. Советские газеты, клеймя стиляг, писали: «Главное в их «стиле» – не походить на обыкновенных людей». И все же танец победил политиков. Настал момент, когда идеологи сдались. Рок-н-ролл и фокстрот покорили танцплощадки.

Чуждый танец твист

В 1960?х годах распространение во многих странах получил твист. В СССР и твист приживался с трудом. Слишком чужд он был для идеологических установок того времени.

Однако любители твиста не отчаивались, они, собираясь на подпольных вечеринках и даже на легальных танцплощадках, маскировали запрещенный танец под мелодию композитора Юрия Саульского «Черный кот». В 1964 году, после того как от власти отстранили Никиту Хрущева, твист быстро покорил все советские танцплощадки.

В 70?е годы в СССР начался переход к массовому действу под названием «дискотека»: музыкальный грохот, где за децибелами не разобрать мелодии. И все же молодежь дискотеки любила. Сколько эмоций! Играла музыка, солисты исполняли «Дом восходящего солнца», «Льет ли теплый дождь, падает ли снег…», «Ши лавз ю е-е-е…».

Приглашение на медленный танец, или на «медляк», показывало степень симпатии. Это и считалось, собственно, тем самым «танцем-обжиманцем». Танцевать «медляк», да еще и в дискотечном полумраке – это и была та разрешенная степень свободы отношений. Поэтому хождение на танцы считалось приличным лишь с определенного возраста.

Поделиться в соцсетях