Как в Сталинграде снимали кино

  • Как в Сталинграде снимали кино
  • Как в Сталинграде снимали кино
  • Как в Сталинграде снимали кино
В 1945 году в разрушенном войной городе создали фильм, ставший предтечей «Карнавальной ночи»

Известный театровед, культуролог Ирина Преображенская – автор многочисленных исследований истории культуры Волгоградской области.

В своих поисках она опирается на государственные и личные архивы, библиотечные, музейные и кинофонды. По ее словам, сталинградская тема в театре и в кино – одна из самых нераскрытых на сегодняшний день.

Руины служили декорацией

Мало кто знает, что в трудные военные и послевоенные 1940?е годы в Сталинграде активно снималось кино. Группы кинематографистов студий «Мосфильм», «Ленфильм», Тбилисской киностудии под руководством режиссеров первого эшелона советской кинематографии снимали здесь военное кино, игровые и документальные фильмы, используя уникальную натуру невиданных доселе разрушений. Руины несдавшегося города служили своего рода естественной декорацией, а в массовку активно привлекали местных жителей. Конечно, сыграли роль особое значение Сталинградской битвы и само победное имя города.

В основном это были ленты о Великой Отечественной войне, однако два фильма, посвященные не фронтовым будням, а семье, детям, поколенческим связям, стоят особняком. Один из них – «Здравствуй, Москва!» (1945) режиссера Сергея Юткевича. Второй – «Клятва» (1945, по материалам «Сталинградской правды») Михаила Чиаурели. В 1946 году оба эти фильма даже входили в основную программу международных кинофестивалей: «Здравствуй, Москва!» в Каннах, а «Клятва» – в Венеции.

Эх, сталинградская «Тройка»!

Роскошный фильм-концерт «Здравствуй, Москва!» можно назвать детской музыкальной комедией. В воюющей стране, где трудоспособное мужское население полегло на фронте, была острая нехватка рабочей силы. Сценаристы Николай Эрдман и Михаил Вольпин написали историю о том, как хороши фабрично-заводские училища, где вчерашние школьники получают рабочие профессии и гармонично развиваются как творческие личности. Фильм стал предтечей рязановской «Карнавальной ночи» – в заводском ДК собирается молодежь, все танцуют, поют, только не на новогоднем балу, а на смотре художественной самодеятельности.

Ученик ремесленного училища, например, исполняет песню о Москве, подыгрывая себе на баяне, а историю этого инструмента рассказывает директор училища… К слову, 40?е годы – время невероятного развития художественной самодеятельности. Смотры проводились на самых разных уровнях: соревновались в декламации, хоровом творчестве, драматическом и музыкальном искусстве предприятия и заводы, школы и детские дома. Победители Сталинградского областного смотра самодеятельности ФЗО и были приглашены для участия в фильме. Девочки в чудесных сказочных костюмах выбегали из?за искрящихся ватных сугробов и сверкающих елок в очаровательном русском танце «Тройка», изображая лошадок в упряжке, кучера и русскую красавицу Снегурочку.

Фильм мгновенно стал в Сталинграде бешено популярным, как и этот танец! Чудесный номер «Тройка» придумала и создала сталинградский хореограф Надежда Сергеевна Динар. И он целиком вошел в фильм. Его любили и копировали в сталинградских детских кружках.

Кстати, известны имена девочек, снимавшихся в фильме, которые и в жизни были воспитанницами специального ремесленного училища в Сталинграде. Это Вера Евсикова, Женя Безеда, Ирина Кузнецова, Люся Патрина, Люба Захарова.

Фильм о потомственных царицанах

Фильм «Клятва» гораздо замысловатее – это яркий образчик отечественной сталинианы. И повествует он о рабочей семье Петровых – потомственных жителей Царицына, строителей сталинградского тракторного завода.

Эпический характер фильму придает значительный отрезок времени, он охватывает непростой период советской истории – с 1924?го по 1945 год.

Судьбы членов семьи Петровых оказываются вплетены в историю страны. Например, Варвара Петрова на похоронах Ленина знакомится не с кем?нибудь, а со Сталиным, которому на Красной площади вручает посмертное письмо мужа.

Главу семьи убивают в 1924 году в царицынских степях злодеи-кулаки. И на протяжении всего фильма диалог матери и Сталина не прекращается. Именно к членам царицынской семьи Петровых обращается Сталин, когда на глазах зрителя возникает идея строительства первенца пятилетки – Сталинградского тракторного завода. Именно с ними во время торжественного многолюдного застолья в Кремле Сталин доверительно делится раздумьями о неизбежной войне. Наконец, именно русская женщина-мать присутствует в Кремле на праздновании Победы.

А краеведческий ее ракурс – это, конечно, кадры начала строительства нашего тракторного завода (в картине используются в том числе и документальные вставки), кадры послевоенной разрухи и восстановления цехов тракторного, широкие панорамные виды с берегов Волги, дома царицан на склонах оврагов, устройство простого, но добротного быта…

В семье Петровых после войны остаются лишь мать, ее невестка и внук. Остальные гибнут в пожарах строительства и войны. Создатели картины: режиссер Чиаурели, сценарист Павленко, артист Геловани были удостоены Сталинской премии I степени. В этих двух фильмах, о которых мы вспомнили сегодня, играли также Рыжов, Тенин, Филиппов, Гиацинтова, Макарова, Блинов и другие известные актеры.

Фото vpravda.ru