Как встретились «девушка с тыквами» и «девушка с подсолнухами»

  • Как встретились «девушка с тыквами» и «девушка с подсолнухами»
  • Как встретились «девушка с тыквами» и «девушка с подсолнухами»
  • Как встретились «девушка с тыквами» и «девушка с подсолнухами»
«ВП» узнала, где можно будет увидеть знаменитые картины нашего земляка Ильи Машкова

Россияне и волгоградцы, без преувеличения, заново открывают художника первой величины, одного из первых русских авангардистов и нашего земляка Илью Машкова. Предстоит целое созвездие новых выставок Мастера. О деталях «ВП» рассказала директор Волгоградского музея изобразительных искусств им. Машкова Елена Орлова.

10 картин уехали в Москву

– Елена Владимировна, что значит для нашего музея участие в «машковской» выставке, которая на днях открывается в Москве?

– Нынешний год – юбилейный: исполняется 135 лет со дня рождения Ильи Ивановича Машкова, великого русского художника, имя которого носит наш музей. Машков более известен своими ранними произведениями. Уникальность нашей коллекции в том, что она раскрывает иные грани его дарования. У нас вторая по величине коллекция Машкова. В основном работы позднего периода, 1930?х годов. Большой интерес для исследователей представляют картины, написанные во время пребывания художника у себя на родине, в станице Михайловской Сталинградской области в 1930–1935 годах, натюрморты 1930?х «абрамцевского» периода.

– О чем выставка «Поздний Машков» в Москве?

– Она посвящена последнему двадцатилетию творчества художника. Она расскажет о зрелом периоде его жизни. Наш музей представляет там 10 картин Ильи Ивановича из своих фондов и документы из архива художника, тоже хранящиеся у нас. Впервые на одной площадке повстречаются три «портрета в пейзаже», созданные в 1930?м и впервые за 85 лет выставляющиеся вместе. Это наши любимые «Колхозница с тыквами» и «Девушка на табачной плантации», а также «Девушка с подсолнухами», которая после ее продажи в 1937?м на выставке в Америке долгое время считалась утраченной.

Блеск и нищета реставрации

– Правда, что сейчас эта знаменитая картина вернулась в Москву, в частную коллекцию?

– Да, это так. И мы очень надеемся, что сможем показать «Девушку с подсолнухами» осенью в нашем музее. Что касается московской выставки, то для нас большая честь участвовать в столь значимом проекте. Будут представлены произведения Машкова из Русского музея, Третьяковской галереи, картинной галереи Перми, музея из Пензы, музея-заповедника «Абрамцево».

– Накануне вам удалось реставрировать один из шедевров Машкова…

– Благодаря фонду мы подготовили произведения к переезду в Москву и получили помощь в реставрации знаменитого «бубнововалетовского» «Портрета художника Адольфа Израилевича Мильмана». Это шедевр, гордость нашего музея. Приехал известный московский реставратор, специалист высшей категории Владимир Иванович Шульгин. Десять дней без выходных и перерывов Владимир Иванович и Оксана Скупова, наша сотрудница, работали над укреплением красочного слоя и грунта, укладкой кракелюра, расчисткой от загрязнений времени, подведением реставрационного грунта в местах утрат, проведением реставрационных тонировок и нанесением защитного покрытия.

– Как оценили работы специалисты?

– Владимир Иванович Шульгин отметил хороший профессионализм нашего реставратора. В наше сложное время это особенно ценно. Учеба специалистов, материалы, оборудование, вытяжка, микроскопы, свет… Это все деньги! А если требуется сложная реставрация – встает огромная проблема. Это очень дорогостоящее мероприятие в столичных центрах. Поэтому опять хочется говорить Cпасибо уникальным людям. Благодаря Нелли Юсуфовне Алекперовой и возглавляемому ей благотворительному фонду музею удалось отреставрировать в Государственном научно-исследовательском институте реставрации два очень значимых полотна. Это «Портрет Ю. М. Грейг» (1840), написанный Сергеем Зарянко, и «Портрет дамы в черном» (Франция, XVII век).

Романтический монтаж

– 7 апреля в Волгограде открывается выставка из собрания музея-заповедника «Абрамцево», включающая работы Машкова и его современников. Это беспрецедентное событие?

– Да, в Волгоград произведения из музея-заповедника «Абрамцево» приезжают впервые. А работы Ильи Ивановича Машкова из наших фондов уже экспонировались в Абрамцево. Так что, надеюсь, теперь мы можем говорить о долгосрочном сотрудничестве.

– Что означает для региона такая выставка?

– Это замечательный подарок и всему региону, и нашему музею. Конечно, мы испытываем радость, творческий энтузиазм и подъем! Волгоградцы и гости города смогут познакомиться с живописью, графикой, скульптурой из одного из крупнейших российских музеев. Вы увидите подлинники мастеров, определивших облик отечественного искусства двадцатого столетия. Это Игорь Грабарь и Петр Кончаловский, Павел Кузнецов и Александр Лабас, Татьяна Маврина и Вера Мухина, Надежда Удальцова и Роберт Фальк, Аристарх Лентулов и, конечно, Илья Машков.

Машковский феномен

– Чувствуете ли вы, что Машков «овладевает массами»?

– Хороший вопрос. Машков полностью овладел массами сотрудников нашего музея. Машков не только Гений места. Он – наше знамя. (Смеется.)

– Вы ведь себя называете «машковцами»?

– Да, это о нас – причем всех, включая смотрителей, бухгалтеров и экономистов. И, конечно, главный наш «машковед» – Ольга Малкова, искусствовед, заместитель директора. Когда от огромного наплыва проблем и безденежья начинают опускаться руки, мы вспоминаем, как строил Илья Иванович в совершенно тяжелые времена Дом социалистической культуры. И мы продолжаем дело, начатое предшественниками, которые во главе с Инной Николаевной Непокупной начали собирать произведения Машкова. Отрадно, что имя уроженца нашей земли становится яркой эмблемой Волгоградского региона.