Каприз аптекарской жены

Каприз аптекарской жены
На заре прошлого века по Царицыну прокатился кинобум

Принято считать, что первым в Царицыне владельцем синематографа стал оборотистый аптекарь Яков Сегень.

А первый кинозал в нашем городе был открыт то ли в бывшем складе, то ли

в лабазе. До сегодняшних шикарных киномоллов ему было, конечно, далеко, но современным блок­бастерам и не снился тогдашний громовой успех «движущихся картинок». Публика валом валила поглазеть на французскую диковину.

«Шерше ля фам»

В том, что бывший аптекарь забыл про склянки и мази да стал кинопрокатчиком, виновата его жена Мария Сегень. В конце позапрошлого века любознательная дама побывала в Париже, в знаменитом кафе на бульваре Капуцинов, 14. Там, на киносеансе, ее потрясло изобретение братьев Люмьер. Вернувшись в родной Царицын, она без устали направо и налево рассказывала о новомодном аттракционе. От ее бешеных восторгов мужу не было никакого покоя, так что царицынцы были просто обречены на появление «Художественного кинотеатра Патэ» от Якова Сегеня.

Попкорна не было, на жестких венских стуль­ях развалясь не посидишь. Каждая «фильма» шла под рьяный фортепианный аккомпанемент тапера. Роль музыкального сопровождения была велика. Художественный критик Илья Шнейдер вспоминал: «Достаточно было самому плохому пианисту, наяривающему на растрепанном пианино затасканный вальс, умолкнуть на минуту, чтобы закурить папиросу, как картина становилась действительно немой, персонажи проваливались в какое?то, казалось, безвоздушное пространство, начинали действовать как бы за приглушающей все пеленой и двигаться манекенами под сухой и громкий треск аппарата, сразу становившийся слышным. Но вот начинала звучать музыка, и все мгновенно входило в свои рамки».

Документальный иллюзион

В начале XX века в Царицыне появились и другие кинотеатры. «Размещались они преимущественно на Александровской (ныне

пр. Ленина) и Княгининской (ныне Рабоче-Крестьянская) улицах. Киносеансы устраивались и в зале Общественного собрания (сейчас на его месте находится Волгоградский музыкальный театр), и в Народной аудитории на Черниговской, и на Французском заводе, и даже в Бекетовке, – пишет кандидат исторических наук Марина Кривонос. – Позднее фильмы показывались в Доме наук и искусств (ныне НЭТ). Походы в кино постепенно становились одной из излюбленных форм досуга, объединяющей людей разного достатка, сословной принадлежности, образования».

Какое же кино смотрели в Царицыне? То же, что и в столицах. Газеты писали, что на экранах уездного города идут те же фильмы, что и в «первоклассных кинотеатрах Москвы». В самом начале века экраны заполняли фильмы иностранных фирм – французских «Пате», «Эклер», «Гомон», английской «Фактограф», итальянской «Амброзио», киноленты американского акционерного общества «Транс­атлантик», – продолжает исследователь Марина Кривонос.

В 1905–1906 годах зарождается отечественный документальный иллюзион. (До этого русскую хронику снимали иностранные фирмы.) В 1908 году в Царицыне увидели первый российский игровой фильм «Понизовая вольница», в основу которого была положена известная песня о Степане Разине и персидской княжне. Историческая тема быстро становится одной из любимых. Появляются «Ермак Тимофеевич», «Смерть Ивана Грозного», «Иван Сусанин», «Воцарение дома Романовых».

«Мертвые души» шли 8 минут

Лаконизм и фрагментарность – неотъемлемые качества эстетики немого кино. Зритель принимал правила игры. Никого, кажется, не смущало, что «Мертвые души» шли 8 минут, а «Идиот» – 18… Имена отечественных актеров были у всех на устах. «Бурный и экстравагантный» стиль русской игры отмечают и зарубежные авторы. Фотографии любимых актеров – «королевы экрана» Веры Холодной, Веры Коралли, Ивана Мозжухина, Александра Вертинского и многих других – можно было купить в книжных магазинах или фотомастерских города. В комедийных ролях блистает актриса Наталья Кованько («Антоша-спекулянт», «Козы, козочки и… козлы»). Конечно, немало было низкопробной продукции, картин-однодневок, спекулировавших на невзыскательных вкусах массового зрителя. Любопытно, что из каждых 100 фильмов этого времени 76 были посвящены преступлениям, в основном на почве любви и ревности, а в трети кинолент главными героями были воры и грабители.

Появляются первые документальные кино­хроники. В 1912 году были показаны картины, посвященные торжеству по случаю столетия победы над Наполеоном, в следующем году снималось празднование трехсотлетия дома Романовых. Документальная съемка проводилась и в нашем городе. Быть может, фильмы «Пожар на Дар-Горе», «Виды Царицына и его окрестностей», «Закладка Орудийного завода» сохранились в Российском государственном архиве кинофотодокументов?

Подвиг казака Крючкова

Во время Первой мировой в Царицыне были показаны «Тайна Германского посольства», «Матери Франции», «Сестра милосердия», «Беженцы», «Черная книга германских зверств». В фильме «Слава нам, смерть врагам» Иван Мозжухин создал чрезвычайно обаятельный образ русского офицера. Но один из военных фильмов вызвал особый резонанс в Царицынском уезде, среди жителей которого было немало донских казаков. Марина Кривонос приводит интересный факт: наш земляк, уроженец хутора Нижнего Калмыкова станицы Усть-Хоперской, Кузьма Фирсович Крючков стал первым Георгиевским кавалером Первой мировой. Родина должна знать своих героев… Именем Кузьмы Крючкова был назван пароход, ему посвящали стихи, типографии печатали лубочные картины, изображающие его подвиг – неравный бой с разведывательным отрядом неприятеля. Когда художественный фильм «Подвиг казака Крючкова» шел в Царицыне, зрители в самых напряженных моментах вскакивали с мест и кричали «Ура».

В 1917 году хроники было особенно много – «Великие дни российской революции от 28 февраля до 4 марта», «Похороны жертв революции на Марсовом поле», несколько лент о Распутине. Обличительный характер носил фильм, посвященный свергнутому царю, «Николай II – самодержец». В 1918 году кинопромышленность республики была национализирована. Открылась новая страница отечественного кинематографа. На протяжении десятилетий он будет оставаться любимым искусством миллионов. Жаль только, что дореволюционная судьба «Великого немого» будет фактически вычеркнута из истории.

Легенды мирового кино

Александр Ханжонков, Вера Холодная, Иван Мозжухин – в начале XIX века эти имена были у всех на устах. Александр Ханжонков – продюсер и режиссер, один из основателей мирового кинематографа. В его картинах снимались Иван Мозжухин и Вера Холодная, которой за сравнительно недолгий период кинокарьеры, начавшийся в 1914 году и продолжавшийся вплоть до самой смерти актрисы в 1919 году удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени. Фильмы с Мозжухиным пользовались огромным успехом – ему одинаково блестяще удавались и трагические, и комические роли.

Фото vpravda.ru