Пожалуй, Владимир Потапов уже столичный житель. Активно выставляется, пишет рецензии, готовит кураторские проекты. Из классической живописи «ушел» в современное искусство.
Владимир Потапов из Кировского района Волгограда. Учился в Серебряковке и, хотя сложно было совмещать одно с другим, одновременно в ВолГУ на кафедре "Финансы и кредит".
Как-то увидел работы художника из Волжского Бориса Махова.
– Они мне так понравились, что я узнал, где он живет, приехал в Волжский, прямиком к нему в мастерскую, чем несказанно его удивил. Тогда, в начале нулевых, представляете, как ходил транспорт из Кировского в Волжский? Но я к Махову ездил почти семь лет, показывал свои работы, консультировался, работал в его мастерской.
Слезам не верит
Но однажды Владимир принял решение уехать в Москву, которая, как известно, слезам не верит.
– Мотался как неприкаянный по Первопрестольной, обращался во все галереи, какие встречал. Но, в общем, никому не был нужен. Зато понял, что традиционная манера отстала на целый век и для меня слишком консервативна, – рассказывает о тогдашних скитаниях в Белокаменной.
Там Владимир поступил в институт проблем современного искусства, где глубоко изучается теория искусства, история искусств 20-го века – то, что ему оказалось особенно интересно.
Потом были «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства. Сейчас – Медиаартлаб в Манеже. Вообще, считает он, нельзя без постоянного самообразования, общения с коллегами, выставок. В Москве он встретил людей, которые от современного искусства фанатеют и живут им, даже несмотря на то, что порой им нечего есть.
Своей находкой Владимир считает пространственную живопись, которая произвела яркое впечатление на выставке «Прозрачные отношения» в галерее "Триумф" и попала на экран федерального телеканала.
Живопись? Да. Но не картина. Нет рамы и холста. Несколько листов плексигласа наложены друг на друга. Нанесенный на них витражными и маслеными красками рисунок, будто цветное облако, парит в воздухе, мерцает, слоится, дышит. Это и есть пространственная живопись.
Сцены арабской весны и московских протестов. И… уборщица с пылесосом на красной дорожке, игрок в гольф, скрестивший, как на дуэли, свою клюшку с миноискателем солдата, гастарбайтер-дворник – современные информационные потоки преломляются на этих прозрачных «экранах». Образы реальной жизни «мигрируют» в виртуальную реальность.
Если смотреть с разных точек, получается то трехмерное изображение, то чистая абстракция. Игра теней и смыслов. Удачный эксперимент, считает его автор.
Сопромат в искусстве
Его недавний кураторский проект – выставка «Сопромат» в столичном центре дизайна Artplay, на которой он собрал ведущих художников России в области современного искусства. О ней также сообщали телевизионщики с «Культуры».
– Это выставка – большое исследование. Художник и материал – кто кого переборет? На выставке были представлены разные произведения от высокотехнологичных, полученных промышленным способом, до рукотворных, выполненных из редких материалов. В состоянии ли неискушенный зритель понять предметное искусство? Экспонатом может быть бумажный пакет, подобранный на улице, или высокотехнологичный полимер из лабораторий NASA. Металл, пластик, мыло, поролон, резина – да все что угодно.
…Кто знает, может, вовсе и не байки то, что уборщицы вместе с мусором выносили из галерей и сами экспонаты? Определенно не зря говорят, что современных художников в специализированных магазинах редко встретишь. Скорее на оптовых рынках и складах, в магазинах электроники, сантехники, стройматериалов.
– Меня интересует все, что может дать неожиданные живописные и концептуальные возможности. Поэтому я могу зайти в продуктовый магазин, чтобы купить, например, пищевой краситель , – говорит Владимир Потапов.
На грани фола
Современное искусство привлекает его тем, что дает неограниченную свободу высказывания, пусть порой и на грани фола. Он организовывал выставку современной живописи "От противного" в 2010-м в центре современного искусства Винзавод, выставку «Checkpoint» в Москве, Перми, Санкт-Петербурге. Является постоянным участником ярмарки Арт Москва. Ранее становился лауреатом Russian Art Week. Снял фильм-интервью о живописи, который показывал на международном форуме "Искусство и реальность" в Санкт-Петербурге, а в августе намерен демонстрировать его на биеннале в Ширяево (Самара).
Не чужд Владимиру стрит-арт как одна из возможных форм художественного самовыражения.
Стрит-арт – вторжение в городское пространство, его изменение и преобразование. Можно, например, нарисовать пешеходный переход там, где он нужен, а городские власти его не делают. На одной из коллективных выставок в Третьяковке выставлялась работа Владимира Потапова. Арт-объект – почтовый ящик без дна – метафора абсурда современной России, где надпись на ящике из "Почта России" превращается в "Почти Россия".
– Владимир, на какой площадке в Волгограде вы могли бы показать свои работы? Сохраняете ли связи, отношения с волгоградскими коллегами?
– Даже и не думал об этом, но знаю, что разбег в Волгограде небольшой. Честно, мне бы хотелось свои работы показать в Волгограде или организовать большую выставку современного искусства. Думаю об этом.