Достояние нашего города
83-летний Анатолий Рябец увлекается коллекционированием с детства. Жил он тогда под Иркутском. Там после войны и начал собирать, сначала – спичечные этикетки.
Ходил вдоль железной дороги и подбирал брошенные кем‑либо спичечные коробки. Приносил их домой, приводил там в порядок. Свыше 100 этикеток наклеил в свой альбом.
– К сожалению, – рассказывает Анатолий Федорович, – когда мы уезжали из Иркутска, у меня этот альбом пропал. Но интерес к собирательству остался. И когда мой отец, военнослужащий, в 1954 году ушел в отставку и мы с ним поселились в Сталинграде, я стал собирать все, что связано с этим городом, с его историей – значки, настольные медали, а также открытки.
 
Когда началась космическая эра, повзрослевший Рябец служил в только что созданных тогда ракетных войсках. Значков этой космической и ракетной тематики сейчас у него почти 2000!
В 2011 году, когда Качинскому летному училищу исполнилось 100 лет, Рябец подарил эту коллекцию волгоградскому военно-патриотическому клубу «Качинец».
Приезжал как‑то туда летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Шаталов, просил передать эту коллекцию в Звездный городок. Но Анатолий Федорович не согласился, сказал, что она – достояние нашего города и должна остаться в Волгограде.
Две дюжины издателей
А еще коллекционер увлекся открытками об истории города, хотя царицынского периода уже почти не осталось, большинство пропало во время Сталинградской битвы, когда город был разрушен.
Так что чудом оставшиеся имеют огромную культурную и историческую ценность.
Всего в Царицыне за всю его историю, как выяснил Анатолий Рябец, издателей открыток было около 20, причем не только царицане.
Среди иногородних издателей были и те, кто жил в Москве, Петербурге, а Дмитриев, знаменитый когда‑то фотограф, был из Нижнего Новгорода.
– Царицынский издатель Короваев, – рассказывает Анатолий Федорович, – подружился в свое время с другим издателем Николаем Шешминцевым. И тот продолжил начатый Короваевым выпуск царицынских открыток уже со своим сыном. Этим жителям я посвятил свой 6‑й по счету альманах.
А еще волгоградец выяснил, что издатель Роберт Гольник имел в Царицыне магазин, который снабжал жителей города и всего Юга России нотными записями.
Располагался этот магазин на месте нынешней гостиницы «Волгоград».
А рядом Роберт Гольник открыл типографию, где и печатались его царицынские открытки, темы были различными – храм Александра Невского, берег Волги, река Царица, Владикавказская железная дорога.
Альманахи истории
Свой альманах «Гольники» Анатолий Рябец посвятил музыкальному Царицыну.
– Роберт Гольник, – говорит Рябец, – содействовал созданию в Царицыне музыкальных классов, располагавшихся на пересечении нынешней улицы Советской с Аллеей Героев.
В одном из этих классов обучался царицынский музыкальный самородок, первый композитор в истории нашего города Иван Перегудов, переехавший со временем в Москву и ставший главным дирижером Кремлевского оркестра.
Раритеты, связанные с этим известным земляком, хранятся ныне в волгоградском краеведческом музее.
Еще один альманах Рябец посвятил Геннадию Бестужеву, саратовскому купцу, издавшему 30 открыток с видами Царицына.
Больше всего у Бестужева было открыток с местными церквями, причем не только православными, а принадлежавшими самым различным конфессиям.
– Отдельный альманах я посвятил издателю открыток Пятакову, – рассказывает Анатолий Федорович. – Именитых Пятаковых в дореволюционном Царицыне было двое. Николай Яковлевич издавал открытки, а Иван Яковлевич был главой города, но тоже участвовал в этом бизнесе.
После приезда в Царицын саратовского губернатора Петра Столыпина, который предложил братьям Пятаковым сменить сферу деятельности, они свое дело передали Василию Ревелеву.
– Ему посвящен мой 8‑й альманах, – говорит Рябец. – В нем много о благотворительности в городе Царицыне.
Сейчас Анатолий Федорович работает над 9‑м сборником, который расскажет о развитии Царицына на север, прирастании его за счет Французского металлургического завода и окружающих его поселков.
А иллюстрации – открытки, изданные в свое время царицанином Снаговским.
– Затем, – рассказывает Рябец, – я хотел бы опубликовать альманахи, посвященные издателям царицынских открыток Ивану Мухину, Дмитрию Ефимову, Александру Суворину, Василию Баланину и братьям Лошкаревым, но это уже года через два или три.
Поделиться в соцсетях
нет
Добавить комментарий