Музей боевого пути 8-й Воздушной армии открылся в Волгограде

  • Музей боевого пути 8-й Воздушной Армии открылся в Волгограде
  • Музей боевого пути 8-й Воздушной Армии открылся в Волгограде
  • Музей боевого пути 8-й Воздушной Армии открылся в Волгограде
  • Музей боевого пути 8-й Воздушной Армии открылся в Волгограде
  • Музей боевого пути 8-й Воздушной Армии открылся в Волгограде
  • Музей боевого пути 8-й Воздушной Армии открылся в Волгограде
  • Музей боевого пути 8-й Воздушной Армии открылся в Волгограде
Важное для жителей города-героя событие произошло в канун 76-й годовщины победы советских войск под Сталинградом. Открытие музея стало возможным благодаря поддержке Фонда президентских грантов и реализации проекта под названием «Точка притяжения – 8-я Воздушная».

Армия воздушных асов

Музей 8-й Воздушной армии существовал раньше в бывшей волгоградской средней школе № 42 (теперь это лицей. – Прим. ред.). В семидесятые годы его создал бывший летчик, ветеран 8-й Воздушной Григорий Иванович Сугробов. Но в 1990 году музей прекратил свое существование. Правда, фонды его сохранились – ждали лучших времен − и именно они стали основой для воссоздания музея 8-й Воздушной армии в наши дни.

Экспозиция насчитывает больше 250 объектов. Экспонатов так много, что не все они вместились в основном помещении музея, часть пришлось разместить в школьном фойе.

− В первую очередь это воспоминания летчиков – ветеранов Великой Отечественной войны, написанные собственноручно. Их фотографии, письма, которые они присылали к нам в школу. Есть также и другие экспонаты – вплоть до обломков фашистского «Мессера», сбитого здесь, в Сталинграде, в 1942 году, − рассказала «Волгоградской правде.ру» руководитель проекта «Точка притяжения – 8-я Воздушная» Елена Волчанская.

Для лицеистов история военных летчиков оживает каждый раз, когда они видят то, с чем те лично соприкасались. 

Восемнадцать советских воздушных армий участвовали в Великой Отечественной войне. Четыре из них − 2-я, 8-я, 16-я и 17-я воздушные армии − были задействованы в Сталинградской битве. При этом 8-я Воздушная армия принимала участие в оборонительных боях под Сталинградом в самый тяжелый их период − с июля по ноябрь сорок второго года. Она поддерживала с воздуха войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов. Ее соединения наносили бомбовые авиаудары по группировкам противника, вели упорные воздушные бои с численно превосходящими силами врага.

Сформирована была 8-я Воздушная армия в июне 1942 года, а уже через месяц она оказалась в эпицентре воздушных боев за Сталинград. Большинство ее аэродромов не были тогда приспособлены для базирования скоростных самолетов. Лишь несколько позднее армия перебазировалась, в основном на заволжские аэродромы.

Имея в своем боевом составе 260 истребителей, из которых лишь около половины были исправны, в ходе боев за Сталинград 8-я Воздушная армия произвела свыше пятидесяти тысяч боевых вылетов. За это время чуть ли не полмиллиона авиабомб было сброшено ею на врага.

Командовал 8-й Воздушной армией генерал-майор авиации Тимофей Хрюкин. Успеху Советских войск под Сталинградом способствовали также авиасоединения генералов Степана Красовского, Сергея Руденко, Бориса Смирнова.

Свыше двух тысяч летчиков и техников 8-й Воздушной армии за доблесть, мужество и самоотверженные действия в боях под Сталинградом были награждены орденами и медалями, а восьмидесяти девяти из них были присвоены звания Героев Советского Союза.

Таран как высший героизм

Перед открытием музея лицейский театр «Дилижанс» под руководством Светланы Епифанцевой представил пришедшим на мероприятие литературно-музыкальную композицию под названием «Война в небе», созданную на основе воспоминаний о войне советских летчиков, в том числе летчиков 8-й Воздушной армии. На сцене – юноши и девушки в армейских формах образца военного времени. Они были настолько убедительны и выразительны, что на глазах у зрителей подчас невольно наворачивались слезы.

Ребята рассказали публике о том, как в довоенных авиаклубах и в авиамодельных кружках начинали свой путь в небо будущие летчики – герои Великой Отечественной войны. А когда грянула война, эти повзрослевшие мальчишки вступили в настоящие воздушные бои.

Уже ранним утром 22 июня 1941 года первый в истории Великой Отечественной войны воздушный таран совершил старший лейтенант 46-го воздушного истребительного полка Иван Иванов. Посмертно он был удостоен звания Героя Советского Союза. А всего только за этот первый день войны советские летчики таранили самолеты врага в общей сложности как минимум шестнадцать раз.

В августе 1941 года младший лейтенант Виктор Талалихин в воздушном бою под Москвой совершил первый в истории ночной воздушный таран. Он был при этом ранен в руку, но смог уничтожить вражеский бомбардировщик, несший бомбовый груз на советскую столицу.

Долгое время считался пропавшим без вести летчик-герой 8-й Воздушной армии Федор Безуглов. Волгоградские поисковики провели огромную работу и выяснили, что Федор Андреевич на самом деле геройски погиб. Как геройски погиб и двадцатидвухлетний летчик Лавр Павлов, также пошедший в поднебесье на решительный таран.

− Эти тараны, − пояснили нам ребята, − не были для советских летчиков актом отчаяния. Они стали высшим проявлением их героизма!

Музей продолжит развиваться

Реализация идеи стала возможной благодаря победе волгоградской некоммерческой организации «Восьмой ветер» в конкурсе Фонда Президентских грантов. Волгоградские НКО одни из самых активных в России: на протяжении последних трех лет регион является лидером по количеству заявок от НКО. За это время 234 проекта получили поддержку в размере 314,3 миллиона рублей.

Подготовку гидов-экскурсоводов в музее курирует педагог лицея Ольга Божескова. Первую экскурсию по нему провели ее воспитанники.

Они рассказали собравшимся о самолетах, принимавших участие в Сталинградской битве, об их технических характеристиках. Поведали также об асах 8-й Воздушной армии, оборонявших небо Сталинграда – таких, как дважды Герой Советского Союза Алексей Алелюхин и знаменитая женщина-летчица − «белая лилия Сталинграда» Лидия Литвяк. На фюзеляже ее самолета изображена была, по просьбе Лидии, белая лилия – отсюда романтическое прозвище. Со временем его также украсили четырнадцать пятиконечных красных звезд – по числу сбитых Лидией вражеских самолетов. Один из них был воздушным асом фашистских люфтваффе, опытным пилотом, одержавшим в небе над Европой более тридцати побед. Он поверить не мог, что его сбила хрупкая белокурая русская девушка.

Выставленные в музейной экспозиции модели самолетов, участвовавших в сражении за Сталинград, были изготовлены детьми под руководством подполковника Руслана Кадзоева, сотрудника Центра детского технического творчества. Модели этих самолетов представлены здесь в масштабах 1:48 и 1:32.

− Заниматься военно-патриотическим воспитанием в наше время необходимо для того, чтобы противостоять потокам лжи и клеветы, проливаемым на нашу страну и нашу историю, − считает полковник запаса Дмитрий Нестеренко.

В будущем музей 8-й Воздушной армии продолжит развиваться. Здесь будет создана диорама воздушного боя за Сталинград, будут звучать и аудиозаписи воздушных сражений. А экспонаты его, как предполагается, будут выставляться в перспективе для обозрения в самых различных учреждениях Волгограда и Волгоградской области.

Регион недаром считается всероссийским центром патриотического воспитания. Здесь ведется большая работа по сохранению исторической памяти: проводятся Уроки Победы, развивается юнармейское движение, благоустраиваются братские могилы и мемориалы. В том же Дзержинском районе, недалеко от лицея, в прошлом году открылся обновленный парк Героев-летчиков.

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях