В насмешливом тоне
Как удалось уложить в сценический вариант произведение такого масштаба, как роман Войновича о необыкновенных приключениях «бравого солдата» Чонкина? Спектакль состоит из 30 сцен-скетчей в духе лубка, народного представления, с самыми настоящими частушками или с шуточками-прибауточками: «Эх, табачок-крепачок. Табачок – самсон, молодых – на это дело, стариков – на сон», «А чем бы ни заниматься, лишь бы не заниматься!».
Веселясь, рассказывать байки об ужасном? Постановщик принял этот непростой вызов и с ним справился. Ернический и насмешливый тон в повествовании об абсурде жизни, деградации тоталитарного общества имеет право на существование. Как сказал классик марксизма, смеясь, человечество расстается со своим прошлым.
Чонкин, как и Швейк, как и русский Иванушка-дурачок, фигура народная и в то же время комическая. В исполнении талантливого актера Александра Кривича солдат Чонкин не столько нелеп, сколько бесхитростен. Добрый простак, он со своим крестьянским здравым смыслом с трудом вписывается в картину мира, где все кому не лень строчат доносы, партийно-колхозное начальство мыслит «новыми директивами», а в перерывах дрожит в ожидании возможной «посадки». Яркие представители этой руководящей элиты – колхозный председатель Голубев (Андрей Тушев) и партийный босс Ревкин (заслуженный артист России Александр Масленников) – показаны артистами с гротесковой безжалостностью.
И отвращенье тоже
Действие, как все знают, развивается перед самой войной и в ее начале. Недотепистого солдата Ивана Чонкина ставят охранять военный самолет, совершивший из-за аварии вынужденную посадку на краю села Красного. После этого о самолете и о Чонкине благополучно забывают. А солдат продолжает честно нести службу на вверенном ему посту.
Но и живет он себе в удовольствие. Заводит подругу – почтальоншу Нюрку (удачная лирическая работа актрисы Яны Водовозовой). Не чинясь, выпивает с местными жителями. Дивится помидоро-картофельному гибриду, выращенному соседом Гладышевым. Чокнутый колхозный селекционер, каким с сочным юмором изобразил его Максим Перов, сей дивный овощ патриотически назвал «ПУКС», что означает «Путь к социализму».
Начинается война, и Чонкин отбивается вовсе не от немцев, а от своих же сотрудников госбезопасности, а вернее представителей Учреждения Где Надо капитана Миляги (Игорь Мишин) и его подручного Свинцова (Данил Миленин). Олицетворяющие тупую и жестокую силу государственной машины оба эти персонажа быстро линяют под грузом обстоятельств. Преображение из безжалостного опричника в жалкого предателя вызывает у зрителей и смех, и отвращение. И, когда Игорь Мишин устами своего героя выдавал хрестоматийное «Унд коммунистен, унд беспартийнен всех расстрелирт, паф-паф», зрители сразу понимающе реагировали.
Вокруг Ивана Чонкина разворачивается целая панорама колхозно-воинской жизни, в которой активно участвуют Генерал Дрыно, Лейтенант, колоритные колхозницы и колхозники, торговки с местного рынка и даже вполне себе деятельная корова Красавка, сыгравшая особую роль в повороте сюжета. У каждого персонажа в этом многофигурном полотне есть своя индивидуальность и характер. Генерал Дрыно в исполнении Натальи Стрельцовой (!) с его лаконичным и многозначным «Твою мать!» – законченный образ, несмотря на то что герой присутствует на сцене считаные минуты. Потрясла, например, Анастасия Фатеева в роли пройдохи Бабы Дуни. Красивую актрису мы помним по ролям лирических героинь, а тут она органична в образе эдакой базарной тетки, да еще беззубой, да еще готовой подраться с товарками.
То ли быль, то ли правда
Весь этот народный гул да еще сюрреалистичные сны персонажей создают выразительную атмосферу спектакля. Художник Кирилл Мартынов (Санкт-Петербург) придумал, как всегда, неожиданное и красивое решение для маленькой сцены – многофункциональный чудо-самолет. Деревянные конструкции рифмуются и со столами для партсобраний, и с лагерными нарами. Визуальное и музыкальное оформление в виде советского лубка – плакаты с титульным красным цветом, популярные советские и российские песенные композиции. «Чуждый моральному облику» джаз туда тоже вплетен, и очень к месту.
«Было это или не было, теперь уж точно сказать нельзя…». В конце спектакля готовится свадьба Чонкина и Нюрки, что не слишком совпадает с текстом романа, но далее следует неожиданный и мощный финал-катарсис. Не хотелось бы спойлера, просто сходите на спектакль, который, несмотря на все его веселье, заставляет подумать о прошлом и будущем.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий