Сначала ей продемонстрировали мини-выставку аутентичного казачьего костюма. Бабкина со знанием дела поддержала разговор с сотрудницей краеведческого музея Ириной Талдыкиной. Оказывается, одежда «верховых» казачек Усть-Медведицкого округа была более строгой, без оборок и басок, зато украшалась втачным кружевом.
Артисты театра сыграли для почетной гостьи отрывок из нового спектакля «Моя граница» по пьесе местного автора Юрия Войтова. Постановка рассказывает о трагическом периоде истории казачества – Азовском осадном сидении 17 века.
После этого Бабкина решительно поднялась на сцену:
– Огромное спасибо, за то, что вы делаете. Я увидела абсолютный театр с точными датами и эмоциональными посылами, – отозвалась она о работе волгоградцев.
В ярком наряде – в блузоне с пестрой набивкой, в длинной юбке в пол, с безупречным макияжем и прической – уверенная в себе, неутомимая Бабкина затмевала всех, кто находился рядом. Трудно поверить, что этой энергичной и красивой даме уже за 60. В своем ансамбле она – командир, царица, судьба. Недаром и в экспериментальном шоу «Ковано колесо» (это новый опыт коллектива Бабкиной, о котором речь ниже) исполнила роль Судьбы.
– Так, быстренько становимся, – распоряжалась она своими артистами, – сейчас исполним вам «Лебедень», а заодно и распоемся.
И больше часа показывала, как репетирует, демонстрировала фрагмент нетрадиционной постановки «Ковано колесо» с джазовыми ритмами и фольклорными гармониями, современной пластикой. А ведь солистам ансамбля еще предстоял концерт в одном из волгоградских ДК.
– Мое творческое кредо – быть ни на кого не похожей, – заявляет Бабкина, и ей веришь. Она прекрасно знает, что не все принимают ее творчество как подлинный фольклор, но не горюет.
35 лет назад в одной жанровой нише появились «Русская песня», ансамбли Дмитрия Покровского и «Карагод» Евгении Зосимовой. Каждый коллектив – со своей концепцией, изюминкой.
– Мне хотелось создать новое направление в жанре народной песни. На улице 21 век. Надо быть интересной современным зрителям. Не копировать народную традицию, а следовать ей глубинно. И удивлять! – при этих словах невольно вспомнился свежий конфликт двух волгоградских казачьих коллективов, когда яблоком раздора стали стиль исполнения и репертуарная политика.
– А вы знаете, что в деревнях носители традиции могут одну и ту же вещь спеть по-разному? Народное творчество не стоит на месте. А значит, и его интерпретация невозможна без развития. В фольклоре можно все. Но угодить всем невозможно, – сама того не ведая, Бабкина внесла новые акценты в дискуссию.
Она представила одного из солистов, нашего земляка, аспиранта Гнесинки Дмитрия Морозова. Он родился в Волгограде, а теперь стал хормейстером «Русской песни».
Бабкина внимательно и, кажется, с одобрением слушала, как ансамбль казачьей песни «Златница» (созданный при Волгоградском музыкально-драматическом казачьем театре) заиграл «Вишню».
– Молодцы! Буду проводить всероссийский «Казачий круг», обязательно вас вытащу в Москву, – пообещала гостья, – ведь это наши общие истоки, то, что воспринимается каждым россиянином генетически. Именно такие песни, а не «дынц-дынц» из телевизора, поются в семейном застолье, для души.