Народный артист России Юрий Чернов: «Волгограду нужен Дом кино»

«Главный российский двоечник» встретился с поклонниками и посетовал на кинопрокат. К нему намертво прилипло прозвище «главного двоечника страны». Ассистентка фильма «Доживем до понедельника» обратила внимание на белобрысого студента циркового училища.

«Я еще в студию войти не успел, – вспоминает сегодня народный артист России Юрий Чернов, – как со всех сторон понеслось: «Ой, Сыромятников!» Так что меня утвердили без проб».
После этой роли обаятельного хулигана его стали узнавать на улице. Сыромятникова до сих пор тепло вспоминают зрители. Как и его коронные реплики: «А мне мама говорила, что птичек убивать нехорошо». Или: «А России после Петра Первого вообще на царей не везло». И знаменитый ответ учителя, которого играл Вячеслав Тихонов: «Вот поставишь единицу, а из негополучится второй Юрий Никулин».
С тех пор Юрий Чернов снялся более чем в 90 фильмах. Много играл в театре. В Волгоград он приехал на творческие встречи с юными зрителями в рамках кинофестиваля «Чудо по имени «кино». Встречи с ребятами прошли на одном дыхании. Фрагменты «Ералаша» с участием Чернова вызывали веселье детворы.
А вот в ситуации с отечественным кинематографом, прокатом и пропагандой российского кино Чернов находит мало чего веселого:
– Люблю выступать перед детьми. Со своей детской программой когда-то объездил весь Союз. Чего только ни придумывал – жонглировал, держал стул на голове. Раньше было нормой, что артистов приглашали в большие города и в глубинку. Увы, сеть бюро кинопропаганды теперь ликвидирована. Надежда осталась лишь на отдельных инициативных людей – таких как директор вашего облкиновидеоцентра Светлана Павлова, пригласившая меня к вам в город. Благодаря им связь со зрителями не разорвана окончательно.
В Волгограде артист не первый раз. Вспоминает, что вдоль одной только Второй продольной было несколько муниципальных кинотеатров. Сейчас их почти не осталось. Так что в этот его приезд творческие встречи проводились не в больших кинотеатрах, а в школах и колледжах. В миллионном городе качественные, проверенные временем ленты, да и современное интересное кино российских авторов посмотреть на большом экране практически негде. В частных киномоллах царит беспримерное засилье Голливуда. Там демонстрируют преимущественно западную кинопродукцию. И далеко не всегда хорошего качества. Частник, для которого прибыль – все, вряд ли возьмет на себя роль воспитателя.
На недавних Днях памяти Шукшина в Волгоградской области Юрий Чернов и его коллеги, известные и любимые народом артисты Зинаида Кириенко, Борис Токарев с горечью констатировали, что классика отечественного кинематографа и открытия национального кино не доходят до массового зрителя. Тогда как в ряде европейских стран действуют финансовые механизмы поддержки национальной кинопродукции.
Во Франции, например, собственный кинематограф – приоритет. И свое кино под защитой. Поэтому 11 % с каждого билета на голливудский фильм возвращается на производство и продвижение французского кино. Трехпроцентный налог с оборота телеканалов и всех носителей также возвращается в фонд поддержки кино.
Но это во Франции, а не у нас. Хоть каким-то выходом было бы расширение инфраструктуры на региональном и муниципальном уровне – создание на местах артхаусных киноцентров, Домов кино в приличных зданиях, с современной техникой. Это единственная альтернатива коммерческим зрелищам. Добиться ее трудно, но реально. Иначе задушит массовая культура.
Юрий Чернов с юмором делится наблюдениями. Например, о своем участии в сериалах. Съемочный процесс там превращен в индустрию.
– На съемках «Виолы Таракановой» актеров для экономии времени перевозили с одной площадки на другую. И работали там разные режиссеры. Раньше такое немыслимо было бы представить! Приезжаю на озвучание – там опять незнакомый режиссер. Записали эпизод. Спрашиваю: «Ну как, получилось?» «Да, все хорошо, синхронно». «А можно послушать?» «Пожалуйста». Послушал и понял, что нужно сделать точнее интонацию. Упросил, чтобы сцену переписали. А режиссеру в сериальной гонке как будто бы все равно, правдив ли характер героя, соответствует ли он сюжету…
…Один мой приятель снимался в телепроекте, где было 200 серий, – продолжает Чернов, – где-то на 120-й серии он читает сценарий и понимает, что сцена ему знакома, этот материал он уже играл. Говорит об этом режиссеру. А тот машет рукой – да ладно, эта сцена была в пятой серии, но об этом все давным-давно забыли…
– Жду, когда меня пригласят на новую интересную роль, – заключает Чернов. – И тогда буду счастлив.