Новая реальность Алексея Серова

Новая реальность Алексея Серова
О потерях и счастье в профессии в интервью «ВП» рассказал известный волгоградский театральный режиссер

Когда Алексей Серов уехал из Волгограда в Петербург, поклонники его творчества сильно сожалели. Но верили – талантливый мастер вернется на родину с новыми проектами. Так и случилось: Серова стали звать волгоградские театры в качестве приглашенного режиссера. На его спектаклях привычный аншлаг, а график встреч расписан буквально по минутам.

«Мадонна» находит отклик»

– Алексей, недавно вы работали вместе с Сергеем Безруковым в Московском губернском театре над спектаклем «Остров сокровищ». Как это было?

– Невероятный позитивный настрой, неукротимая творческая энергия, которую Сергей Безруков излучает, не может не завораживать. Спектакль у нас получился многолюдным, очень красивым. Сергей чувствует пространство и зал на каком-то мощнейшем инстинктивном и художническом уровне, помноженном на уникальную работоспособность. При подготовке проекта случалось, что мы с ним перезванивались, когда в Питере был поздний вечер, и придумывали спектакль, а после разговора я вдруг понимал, что он на гастролях в Хабаровске и там 4 часа утра и он продолжает работать после сыгранного большого спектакля.

– Какие впечатления оставил этот театр?

– Мне импонируют вежливость, обязательность и интеллигентность в производственных отношениях внутри театра. За последние несколько лет я поставил немало в России, мои спектакли идут в Москве, Питере, Уфе, Томске, Хабаровске, но, пожалуй, в Москве мне наиболее комфортно, и я время от времени с большим удовольствием ставлю там. Нельзя не учитывать традиционные радушие и нежность москвичей к нам, питерцам.

– Волгоградцы тепло приняли проникновенный спектакль «Мадонна Лида». Я, например, смотрела его дважды и оба раза не могла сдержать слез. Какое будущее у этой необычной работы?

– Этот дорогой мне спектакль рождался год назад, когда я мотался между Питером, Москвой и Уфой. И актриса Наталья Якупова проводила огромную работу сама, изучая материалы и тексты. В марте мы выпустили его в театре на Невском проспекте, спектакль получил хорошую прессу, и с тех пор Наташа сыграла его много раз в Питере, в Москве, в Волгограде и в Страсбурге во Франции. Везде «Мадонна» находит отклик в зрительских сердцах.

– Значит, дополнительные показы в Волгограде будут?

– Я не исключаю такой возможности, так как довольно много зрителей, не видевших его, просят об этом. Сейчас Наталья загружена в Питере – спектакли, съемки, педагогическая работа – и каждый выезд долго и тщательно согласовывается. Две дочери требуют постоянной заботы. Но, я думаю, что у «Мадонны» будет достаточно долгая жизнь –

мы ведем переговоры с несколькими фестивалями, и останется спрогнозировать время между многочисленными проектами.

Зрители голосуют «ногами»

– Ваши постановки в областном Казачьем театре вызвали большой интерес. Почему появилась идея ставить спектакли именно на этой сцене?

– Мое достаточно неожиданное для меня сотрудничество с Казачьим театром началось летом. С директором Андреем Евгеньевичем Зуевым нас связывают давние и дружеские, и партнерские отношения еще в бытность мою худруком Волгоградского молодежного театра. У меня было летом время, и мы очень оперативно в Казачьем театре поставили «Палату бизнес-класса». Я получил большое удовольствие от совместной работы с теплым и профессиональным коллективом театра, на спектакль пошли зрители. В декабре мы выпустили комедию «Ваш выход, дамы!», спектакль на пять актрис, и он тоже мгновенно завоевал любовь волгоградцев.

– На ваш взгляд, каким должен быть репертуар такого театра?

– Здесь идет много спектаклей, посвященных истории казачества, края, постоянно проводятся различные акции, но, мне кажется, театр должен быть разножанровым. Актерам необходимо совершенствоваться – пробовать, экспериментировать, искать. Тем более, волгоградцы быстро проголосовали, что называется «ногами», за необходимость таких праздничных, остроумных и теплых спектаклей.

«Музыка у меня в крови!»

– Рождественский бал в постановке Алексея Серова – это громкая музыкальная премьера. Что было для вас самым волнующим в работе над таким репертуаром?

– Я начинал как пианист, потом провел несколько лет на факультете оперной режиссуры питерской консерватории, а уж потом поступил в питерский театральный институт на факультет режиссуры драмы. Много лет мечтал вернуться в оперный театр и вот, наконец, моя встреча с оперой состоялась. Не так давно я поработал в очень хорошем российском музыкальном театре, где поставил две оперетты, но опера - высшая форма театра. Я не знаю ни одного крупного театрального режиссера, начиная со Станиславского и Немировича-Данченко, который бы не мечтал поставить оперу.

– Музыка все-таки у вас в крови...

– Конечно! Сейчас мы готовим грандиозный концерт к 14 февраля, концерт, в котором прозвучит весь спектр любовной лирики музыкального театра от Верди и Пуччини и классического мюзикла до Эдит Пиаф и «Битлз». «Все, что вам нужно, – это любовь!», – вот девиз этого концерта. 22 апреля представим на суд волгоградцев грандиозный спектакль-концерт «Вива Верди» в Центральном концертном зале, ну а потом –

«Травиата». Придумываю также и «Паяцев» Леонкавалло. Мне легко и комфортно в обществе Верди, Пуччини, Чайковского и Уэббера. Работа в опере – новый и увлекательный вызов.

Время и пространство души

– А чем привлекателен для вас проект театральных гостиных, который предложил руководитель регионального отделения Российского военно-исторического общества Алексей Васин?

– Своей уникальностью. Не только для Волгограда, но и России. Спектакли, концерты, вечера, связанные с лучшими страницами истории России, для меня, который в юности серьезно думал – кем стать – музыкантом или учителем истории, – невероятно интересная задача. Это возможность вернуться к лучшим образцам чести, благородства, любви к Отчизне, к женщине.

– Как сегодня себя чувствует режиссер Алексей Серов? О чем жалеете и чему радуетесь в профессиональном плане?

– Моя профессия несет в себе множество потерь, горечи и разочарований, но моя профессия делает меня иногда абсолютно счастливым, когда на репетиции кажется, что наконец-то ты что-то открыл для себя про предназначение Человека. Я оперирую в работе Временем и Пространством человеческой души, создаю вместе с актерами и зрителями какую-то каждый раз новую реальность, которая, я надеюсь, дает человеку хоть на несколько часов утешение и прощение, которая зачастую бывает лучше и интереснее той, в которой мы находимся ежедневно.

Я пытаюсь сказать: «Человек, ты можешь быть смешным и нелепым, но ты прекрасен и велик, тебе дано любить и быть любимым». Театр дает возможность человеку быть реализованным сегодня, здесь и сейчас. И это безумно увлекательная возможность. Я помню, что свеча, от которой зажжена другая, – не гаснет. n

Досье

Алексей Серов

Родился 19.02.1965 в Ленинграде.

Отец – Эдуард Серов, знаменитый российский дирижер, брат-близнец Юрий –

музыкант, пианист.

С 1992-го по 1997-й – главный режиссер новосибирского театра «Красный факел».

С 2001-го по 2004-й руководил Театром юного зрителя в Волгограде.

В 2004-м основал и руководил до 2012-го Молодежным театром в Волгограде.

Лауреат госпремии Волгоградской области в номинации «Театральное искусство» за спектакль «У войны не женское лицо».

Тандем с Казачьим театром

Сейчас Алексей Серов работает с Казачьим театром над новым материалом, который, как говорит сам режиссер, его «давно греет» и который он чувствует «как давно не чувствовал ни одну пьесу». Это «Поздняя любовь» Островского. Спектакль о любви «земной и небесной», о вечном конфликте между любовью и долгом. Островский, убежден Алексей Серов, по узнаваемости и востребованности у зрителей может сегодня поспорить с лучшими телевизионными сериалами. Страсть, которая заставляет идти на преступление, предавать родителей и не находит успокоения в душе, несмотря на внешнее благополучие – такого Островского увидят зрители на спектакле Серова.