Новый Экспериментальный театр построил и разрушил любовный «четырехугольник»

Новый Экспериментальный театр построил и разрушил любовный «четырехугольник»
По средам, с 6 до 8 вечера, Феликс просит сослуживца Виктора уступить квартиру. Для любовных свиданий с некой прекрасной дамой. Спектакль, премьера которого накануне прошла в НЭТе, так и называется – «Свидания по средам».

Любить или не любить
– …Дело в том, что я очень люблю свою жену. Но я люблю и другую женщину... Почему-то все думают, что если любишь одну, то нельзя любить и вторую.
– Уже давно никто так не думает...
– Скажи, раз уж так получилось, имею я право любить двух?
– Ты не «имеешь права», ты просто обязан любить обеих... И если подходить с государственной точки зрения, нельзя оставлять женщин обездоленными...
В зале смеются, пока такие «философские» разговоры ведут герои пьесы Феликс (артист Сергей Викторов) и Виктор (заслуженный артист России Владимир Бондаренко).
Хохот усиливается, когда выясняется, что любовница Феликса – не кто иная, как Варвара, законная супруга Виктора (Светлана Блохина). И, наоборот, в то же самое время с шести до восьми, но уже в другом семейном гнездышке, Виктор спит с женой Феликса (народная артистка России Алла Забелина).
Любовный «четырехугольник» разрушается почти случайно. Когда Виктор оказался в интимном тет-а-тет с длинноногой фигуристкой коллегой Фифой (Тамара Конопатова) – фавориткой плотоядного Шефа (заслуженный артист России Олег Алексеев). И, конечно, именно в этот момент Шеф застукал парочку. На этом заканчиваю легкий пересказ сюжета и предлагаю желающим прийти в театр и самостоятельно проследить все его перипетии.
Так нахимичил автор
Комедию-фарс «Свидания по средам» написал петербуржец Валентин Красногоров. Он доктор технических наук, химик. Но в 34 года дебютировал как драматург. И с тех пор создал несколько десятков пьес, которые востребованы в театрах России и мира.
«Пьеса – жанр, в котором органично присутствует чувство конструкции», – авторитетно заявляет в интервью технарь Красногоров. И ведь не поспоришь – пьеса «Свидания по средам» действительно крепко сделана: закручен гротесковый сюжет, как по маслу несутся бойкие диалоги, плотно пригнаны парадоксальные ситуации. Одна комическая эскапада сменяет другую, публика хватается за животы. Правда, через несколько дней все детали происходящего на сцене начисто стираются из памяти зрителя. Но на то она и комедия положений – посмотрел, посмеялся и забыл…
Таким же отлаженным драматургическим механизмом славятся, например, пьесы Рэя Куни – западного коллеги Красногорова. «Лаконичные» характеры персонажей, фривольность, а также «точность, элегантность и комфортность в стиле «роллс-ройса»» – рецепт успешной драматургии от мистера Куни. Его произведения в фаворе в Новом Экспериментальном театре, хотя не всем критикам и зрителям нравится это увлечение.
Да, публика охотнее, чем на Достоевского, идет на пьесы подобного рода. Это «фирменное блюдо» НЭТ и его художественный руководитель народный артист России Отар Джангишерашвили всегда готовят уверенно и вкусно.
Правда, отечественная комедия «Свидания по средам», несмотря на всю остроту, получилась не столь бодрящей и оптимистичной. Может, виноват тяжелый воздух российской реальности? «Служба уныла, а жизнь скучна», – эту фразу персонажи рефреном повторяют до самого финала.
А может, дело в том, что актеры по воле постановщика играют на тесном пространстве авансцены, где мало свободы, остается только сидеть (лежать) на кресле и диване, выпивать и закусывать, болтать, раздеваться (одеваться) и совершать короткие перебежки, сталкиваясь друг с другом лбами. Усиливают впечатление искусственности этой эрзац-жизни стоящие по бокам сцены статичные манекены.
Главное попадание спектакля, конечно, актеры. Они, без всякого нажима и кривляния, легко провели свои партии. И убедительный Викторов, и обаятельный Бондаренко, и Забелина с ее блистательным комедийным даром, ироничная Блохина. Артисты честно выкладывались на сцене. Зритель получал сеанс смехотерапии, наблюдая за любовными похождениями чиновников-карьеристов, готовых душу продать за доходное место.
В роли Шефа любимец волгоградских театралов Олег Алексеев, думается, несколько засушил своего персонажа, сознательно спрятав свою харизму. А жаль, потому что в итоге получился циничный ходульный начальник, без эдакого негодяйского очарования.
В постановке «Свидания по средам» все эти искатели сексуальных удовольствий и протекций лишены каких бы то ни было идеалов. Порядочность? Любовь? Всего лишь книжные слова. Женщины продают любовь. Шеф презирает своих подчиненных, помыкает ими и, как должное, вымогает у них подарки. Его холопы готовы бесконечно пресмыкаться перед боссом. Отечественная комедия предоставляет зрителю самому разобраться, что такое хорошо, и самостоятельно поставить нравственные акценты.