О Медведице Карповне

Медведица – одна из древнейших рек юга европейской территории России. Многие путешествующие отмечали ее красоты и сравнивали с другими реками. Самое любопытное сравнение оставил в своих воспоминаниях архиепископ Саратовский Пимен во время посещения приходов своей епархии.

Владыка записал: «...По пути в Саратов искупались в реке Медведице. Места по берегам реки очень красивые, напоминают Иордан». 
Гидроним Медведица в русских летописях впервые встречается в «Повести временных лет»... как левый приток Волги. И здесь нет ошибки: действительно, существует еще одна река Медведица! Исток ее расположен в торфяниках у деревни Высочки Вышневолоцкого района Тверской области. Современная длина реки – 259 км и впадает она в Угличское водохранилище. Вот что писал о ней (до сооружения водохранилища) В. П. Семенов-Тян-Шанский в путеводителе «Поволжье: природа, быт, хозяйство»: «…в Волгу слева впадает Медведица, сплавная река, до 377 км длины, долго бывшая границей между тверскими и новгородскими владениями. При устье построена крепость».
Первое русское упоминание о «нашей» Медведице есть в описании путешествия митрополита Пимена в Константинополь, которое он совершил в 1389 г.
Упоминалась она и в переписке А. М. Курбского, но под иным названием. Описывая события далекого 1552 г., он писал, что на помощь царским войскам под Казань пришли «сыны русские» «с Танаиса и Куалы». Танаис и Куала – латинские названия рек Дона и Медведицы. Медведица упоминается в «Книге Большому Чертежу» (1629 г.): «А ниже Хопра реки, с Нагаискои стороны, верст с 39, пала в Дон река Медведица».
Сама река образуется при слиянии двух ручьев – Большой Медведицы и Малой Медведицы, которые берут свое начало в 14 км северо-восточнее станции Бурасы, близ с. Медведица Саратовской области. Длина реки 745 км, из них 324 приходится на территорию Саратовской области, а 421 – на территорию Волгоградской.

В XIV, XV и XVI столетиях долина реки еще была сплошь покрыта непроходимыми лесами и густыми зарослями кустарников. Места эти были еще пустынны и безлюдны, но слава о медведицких охотничьих угодьях достигла Руси. По писцовым книгам 1622-23 годов на Медведице и ее притоках указаны бортные ухожаи (пасеки), бобровые гоны, звериные и рыбные ловли, которые на денежном оброке держали промышленники и дворцовые крестьяне города Шацка и соседних сел. Бортнический промысел, по мнению русского топонимиста-любителя А. Ф. Орлова, дал название реке, и оно происходит от слова «медведа» (из меда, медва), заготавливаемого бортниками в лесах по берегам реки. 
Другие ученые полагают, что гидроним Медведица славянского происхождения и возник сравнительно поздно, являясь, по сути, калькированным, т.е. перенесенным с тюркского языка. До середины семнадцатого столетия Медведица для русских людей все еще оставалась пустынным и необжитым местом, кроме нижнего течения, где селились медведицкие казаки. Примечательно, что Дон и крупные его притоки, на которых они осели, казаки величали... по имени-отчеству: Дон Иванович, Бузулук Сарафонтович... Отчество обрела и Медведица – Карповна. Для них они были мифологическими персонажами и в заговорах к ним так и обращались. Видно, поэтому в казачьих верованиях нет места водяным духам: русалкам, водяному. Водяная нечисть замещена образом сома.

Река не имела большого хозяйственного значения, и долгое время картографы обходили ее своим вниманием. Первым, кто нанес Медведицу на карту, следует считать Ивана Шестемирова. Высочайшим указом группе российских геодезистов предписывалось: «На Дон, в нижние и верхние юрты, нашим атаманам и казакам, войсковому атаману Даниле Ефремову и всему нашему Войску Донскому. Указали мы, императорское величество, к описи лежащих около Царицынской линии мест, чтоб оная с лутчим успехом следовать могла, отправить ныне геодезии учеников четырех человек до города Петровского, которым, прибыв туда, смотреть того городу широту места, и потом, разделяясь, ехать на четыре партии и описывать токмо одни берега рек, а именно: Ивану Булатову от города Петровского до Саратова и от Саратова до Царицына Волгою по нагорной стороне: Ивану Шестемирову от Петровского же до вершин Медведицы реки и вниз по той реке до устья ея; геодезисту Еремею Владыкину от вершины той же Медведицы реки прямо на вершины ж реки Хопра и оттуда до устья его; Авраму Пасынкову прямо в Царицын, и оному зачать описывать от линии вверх по Дону до устьев рек Медведицы и Хопра; и положение тех рек чинить им как возможно нынешнею осенью и наступающею зимою, и с мыса на мыс меряв расстояние цепью или веревкою; и в том описании означенным геодезии ученикам царицынскому коменданту, саратовскому и петровскому воеводам чинить надлежащее всеспоможение, и в бытность их тамо давать им каждому в конвой по 10 человек, а именно: первому от саратовского воеводы, а второму и третьему до казачьих городков тому ж саратовскому воеводе, а от казачьих городков давать казакам, четвертому от царицынского коменданта: а по уточнении описи оным геодезии ученикам возвратиться и быть до указу в Саратове. И как вы сию, нашу императорского величества, грамоту получите, и вам учинить о том по сему, нашего императорского величества, указу, а к Волскому войску грамота и к царицынскому коменданту Кольцову указ о том посланы. Писан в Санктпетербурге, ноября 2 дня, 1738 года».
Таким образом, составление карт рек Волго-Донского бассейна, примыкавших к району Царицынской линии, в частности Медведицы, положило начало их научному изучению, а дата – 2 ноября 1738 года – стала точкой отсчета.