О мистических случайностях в работе рассказал постановщик «Пиковой дамы» в Волгограде

О мистических случайностях в работе рассказал постановщик «Пиковой дамы» в Волгограде
В театре «Царицынская опера» продолжается работа над новым спектаклем «Пиковая дама». Премьеру оперы Петра Чайковского волгоградцы увидят в пятницу, 13 декабря. О странных совпадениях при подготовке «мистического» спектакля рассказал «Волгоградской правде» режиссер-постановщик Григ Скоморовски.

– Премьера «Пиковой дамы» состоится в Волгограде в пятницу, тринадцатого числа… Так подчеркивается мистический характер произведения?

– Эта опера многослойна, в ней присутствуют и мистический, и мелодраматический компоненты. Она имеет отношение не только к сущности русского человека, русского характера, а человека вообще. Опера рассказывает про самые потаенные, самые страшные уголки души. На поверхности – как вершина большого горного хребта – лежит некая история, которая произошла с конкретным человеком. 

– Говорят, с этой оперой связано много странного и необъяснимого.

– Интересное совпадение: мы задумали, чтобы у нас в спектакле использовались большие игральные карты. А потом, глубоко изучая историю этого сюжета, неожиданно узнали, что для графини Голицыной, которая стала прообразом Графини, действительно делали такие большие карты, потому что она плохо видела. Мы каким-то образом это угадали.

Другое необычное совпадение: я никогда не увлекался картами, но, начав работать над постановкой, приобрел колоду, чтобы, так сказать, приобщиться. Начал ее тасовать, и мне несколько раз выпадали тройка, семерка, туз!

В общем, я отложил карты далеко в сторону.
Знаю, что-то подобное происходило и с другими членами постановочной группы. Может, это случайность, может – нет. Но определенно «Пиковая дама» внутренне влияет на меня и моих коллег, буквально вмешивается в нашу жизнь. 

– В чем состоит ваш режиссерский замысел?

– В том, чтобы зрители сопереживали героям спектакля. В переписке Петра Ильича Чайковского можно найти такие строки: «Герман не был для меня только предлогом писать ту или иную музыку, а все время настоящим живым человеком, притом очень мне симпатичным… «Пиковую даму» я писал именно с любовью. Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа!»

Мы не выносим персонажу приговор, а стремимся его образ воплотить максимально объемно. Он живой человек, любящий, сомневающийся, который сам выбрал путь, сам принял решения… Он как бы равен каждому из нас. В каждом из нас есть Герман. Но никто из нас не знает, как поведет себя в ситуации предельно острого жизненного выбора. 

– Расскажите, пожалуйста, о художественном оформлении спектакля.

– Там не будет декораций привычного классического формата. Мы оказываемся вне конкретного антуража XVIII века. Действие происходит в некоем совершенно особом мире, в мире снов, как у Достоевского, и даже нескольких пространств. Петербург – это перекресток миров, что отражено в сценографии: будут выстроены два высоких помоста в двух уровнях, параллельных друг другу, между которыми – пропасть, река.

Мы имитируем стилистику Петербурга, его гигантских расстояний, набережных, мостов. И стараемся передать ощущение угловатости, прямолинейности, разобщенности, злого рока. Такая сценография особым образом влияет не только на восприятие, но и на звук: хор может располагаться в глубине сцены и на разных высотах.

– Вы используете и современные технические возможности?

– Да, это непростая для «Царицынской оперы» машинерия, особый свет, видеопроекции. Но главное для нас – удивить зрителей полнотой эмоционального переживания, глубиной по-настоящему гениального творения авторов. 

– Волгоградским театралам запомнилась ваша постановка «Кармен» в «Царицынской опере». Сейчас вы работаете с уже знакомой труппой. Это проще, легче?

– Должен сказать, что поддержка театра огромная, она ощущается во всем. В этот раз работа идет более профессионально. Вместе с главным дирижером Сергеем Гриневым глубже изучаем партитуру, расставляем акценты. Он все время присутствует на репетициях: поправляет интонации, работает над фразировкой, иногда, если напряженная тесситура, просит меня скорректировать мизансцену.

У вас фантастические артисты. Большое счастье работать с ними, они так вовлечены в процесс! Это настоящее сотворчество, мечта любого режиссера. 

Спектакль во многом придуман заранее. Сцены уже давно разведены у меня в голове. Что-то приходится менять по ходу, ведь многое зависит от конкретного артиста. Это очень интересная работа, можно сказать – лаборатория.

«Пиковая дама» – потрясающая опера по емкости ситуации, человеческой жизни, эмоций. Главное – эти эмоции донести до зрителя!

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях