Обучить навыкам и наукам, необходимым в жизни

  • Обучить навыкам и наукам, необходимым в жизни
  • Обучить навыкам и наукам, необходимым в жизни
По приглашению императрицы Екатерины II представители религиозного братства гернгутеров основали в 1765 году на берегах Волги и Сарпы колонию Сарепта. Одна из привилегий, полученных гернгутерами, – разрешение строить общедоступные школы и дома, обустроенные согласно ее церковным обычаям.

Школы для мальчиков и школы девочек

Сарептяне уделяли образованию и воспитанию детей повышенное внимание. Во-первых, колония, возникшая в чужом государстве, на необжитом месте, была ориентирована на самофинансирование и нуждалась в грамотных работниках, квалифицированных специалистах. Высокого уровня грамотности требовала и главная цель – миссионерская деятельность. Поэтому Братский Союз гернгутеров создавал в своих колониях, если это было возможно, школы и высшие учебные заведения.

Устав общины вменял в обязанность родителям, чтобы их дети были обучены навыкам и наукам, необходимым в жизни. Учебные заведения делились на школы для мальчиков и девочек. Вначале в Сарепте появилось в 1772 году училище (школа) для мальчиков, годом позже – для девочек. В 1787 году была открыта элементарная школа для учеников ремесленников и взрослых работников – выходцев из других колоний немцев Поволжья, а в 1797 году – подобная школа для их детей.

Сарептские школы имели специфику. В них не изучали греческий язык, как в русских гимназиях, а делали упор на латынь. В училище для мальчиков преподавали в конце 18-го века: Закон Божий, математику, немецкий язык и литературу, всемирную историю, географию, естествознание (включало физику, механику, химию и ботанику), а также латинский, русский, калмыцкий, татарский и английский языки, пение и рисование. Латынь была необходима для чтения богословской литературы. Языки местного населения – для общения, торговли и миссионерства. Английский язык, очевидно, также входил в обязательную программу и помогал сарептским коммерсантам вести дела с коллегами из других европейских государств.

Первые детские сады

Спустя 70 лет школьная программа сарептян немного изменилась. В училище для мальчиков преподавали Закон Божий, всеобщую и российскую историю, немецкую, русскую, латинскую и французскую грамматику, арифметику, основы геометрии, географию, естествознание, чистописание, рисование и музыку. В училище для девочек изучали Закон Божий, историю, немецкую грамматику, арифметику, географию, рисование, чистописание, музыку и различные женские рукоделия.

Занятия физкультурой проводились во дворе училищ на свежем воздухе. Объединенная корпорация холостых братьев и мальчиков имела собственный гимнастический зал.

Примечательно, что новое поколение сарептян стало изучать историю государства, в котором оно выросло. В то же время обучению русскому языку девочек сарептяне не уделяли должного внимания. Возможно, это объясняется нехваткой преподавателей русского языка. Или тем, что это просто было необязательно, так как связь колонии с внешним миром поддерживали преимущественно мужчины. Несомненно, что женщины-сарептянки, занимавшие в общине руководящие должности, все же владели русским языком.

Занятиям в училищах предшествовало обучение в так называемых школах для малых детей. Говоря современным языком – в детских садах. Сарептские детские сады были первыми в Нижнем Поволжье. Они появились в конце 1830-х годов. Детские сады в Сарепте посещали дети гернгутеров с 4 до 6 лет. Там они учились читать, знакомились с основами Закона Божьего и получали первичные знания об окружающем мире.

С ликвидацией братской общины в Сарепте в 1892 году общинные сады были распущены. Дети стали воспитываться только в семьях. Исключением стал детский сад при горчичном заводе «Торгового дома И. К. Глич». Фабриканты выкупили землевладение сарептянина Блюера и организовали там сад для детей своих работников. По сведениям очевидцев, горчичные фабриканты оплачивали часть питания детей в детском саду.

В общинных училищах для девочек и мальчиков дети обучались до 12-летнего возраста. Уровень преподавания в них был так высок, что позволял в дальнейшем поступать без предварительной подготовки в высшие учебные заведения России и Европы. Наиболее способные мальчики из Сарепты продолжали обучение в заграничных университетах, в различных педагогических учебных заведениях и в высшей школе Братского Союза в г. Барби. Остальные обучались ремесленным профессиям или коммерции. Девочки изучали ведение домашнего хозяйства и практиковались в разных видах работ, характерных для женщин.

Пансионы для сирот

Кроме училищ для детей сарептян, в конце XVIII века начали действовать пансионы (интернаты): с 1780 года – для девочек, а с 1793 года – для мальчиков. Пансионы были полными и частичными. В первом случае дети в них обучались, питались и жили. Во втором – проводили большую часть дня, возвращаясь домой, чтобы поесть и поспать. В пансионах содержались сироты и дети, родители которых не могли уделять их воспитанию достаточно времени.

К руководству общины неоднократно поступали от знатных и богатых семей Царицына и других селений губернии просьбы принять их детей в сарептские училища. Поэтому возник вопрос о создании специального, необщинного пансиона. Из-за различий в вероисповеданиях и недостатка педагогов проблема разрешилась лишь частично. Гернгутеры разрешили с 1848 года посещение общинных училищ и пансионов детям евангелических христиан.

Гернгутеры уделяли воспитанию детей не меньше внимания, чем образованию. Примером для подражания детям служили библейские персонажи. И прежде всего Иисус Христос и его апостолы. Вопреки установленным педагогическим нормам того времени, гернгутеры отказались от телесного наказания детей.

Сарептские педагоги разработали собственную методику сексуального воспитания. Между ними и учениками существовали доверительные отношения. Молодежь могла прямо задавать своим воспитателям вопросы из сексуальной области и вправе была ожидать не менее прямого ответа.

Департамент попечительства и воспитания был одним из трех департаментов дирекции общины. Председателем попечительского совета был директор училищ. Он же являлся и старшим пастором общины. Кроме него, в совет входили помощник директора училищ – настоятель корпорации холостых братьев, младший пастор, председатель общины Сарепты и трое выборных лиц сроком на 6 лет. Школьные учителя относились к персоналу дирекции общины и получали жалование. Помимо общинных дотаций, сарептские школы содержались на пожертвования частных лиц и плату за содержание детей в пансионах.

С ликвидацией в Сарепте братской общины образование и воспитание детей утратили специфические черты. Школы для мальчиков и девочек были преобразованы в 1909 году в русское реальное училище.

Врез. 1. Примечательно, что новое поколение сарептян стало изучать историю государства, в котором оно выросло

Врез. 2. Вопреки установленным педагогическим нормам того времени, гернгутеры отказались от телесного наказания детей

подписи под фото:

Занятие физкультурой во дворе Дома сестер. XIX век

Ученик сарептской школы с бабушкой. Конец XIX – начало XX века

Поделиться в соцсетях