Окно в средневековую Европу

Окно в средневековую Европу
Волгоградский музей изобразительных искусств имени Ильи Машкова был основан в 1960 году, но для посетителей открылся тремя годами позже. Возможно, поэтому уже не первый год в нем проводятся мероприятия в честь полувекового юбилея. Музей при этом открывает по частям для посетителей сокровища своих запасников, многие из которых были переданы ему из Эрмитажа около пятидесяти лет назад.

Настало время выставки произведений живописи, графики, прикладного искусства, созданных в XVII – XIX веках в Голландии, Германии и Фландрии. То есть в сердце Европы. Это дало название и самой выставке – «В самом сердце Европы».

– С одной стороны, этот наш проект приурочен к проведению года Германии в России, – поясняет зам. директора музея Ольга Малкова. – Но, в то же время, он вписан в череду проектов, по очереди демонстрирующих наши фонды зрителям.

Долгое время полотна открывшейся выставки не представали перед посетителями музея. Авторы многих картин неизвестны, как неизвестны в основном и люди, изображенные на них. Но это не умаляет их художественных достоинств.

– Голландии, Германии и Фландрии выпала нелегкая судьба, – рассказывает куратор выставки, научный сотрудник музея изобразительных искусств Галина Гамали. – Долго они были раздроблены, вели борьбу за независимость против испанского владычества. Голландия, например, ее добилась в XVII веке, и сразу стало бурно развиваться в ней искусство. Создавались принципиально новые жанры живописи – бытовой, натюрморт. Голландские портреты стали в это время много более реалистичны – без приукрашивания, характерного во Франции и в Англии. Причем, жители Голландии обожали живопись, картины покупали даже простые крестьяне.

Ситуация в Германии была еще сложнее, чем в Голландии – эта страна была еще гораздо более раздроблена. Объединиться удалось ей лишь в 19 веке. Немецкое искусство в это время переживало эпоху романтизма, пришедшего затем в Россию из Германии и Франции на смену классицизму. Для немецкой живописи той эпохи характерны особый лиризм, внимание к психологическому состоянию человека.

Особая гордость коллекции – работы из мастерских Рембрандта и Рубенса, выполненные учениками двух великих мастеров. Это портрет Елены Фоурмэн, второй супруги Питера Пауля Рубенса, и «Портрет старика» – копия всемирно знаменитого произведения Харменса ван Рейна Рембрандта, оригинал которого хранится ныне в Англии. Пожилой мужчина на картине погружен в себя, он не смотрит на художника. Тем рельефней раскрыт его внутренний мир, тем явственней видны в его чертах глубокие переживания, сомнения. Лицо его, отобразившее в себе глубокие раздумья, освещено мягким рассеянным светом, исходящим как бы ниоткуда…

Важно, что эти картины – прижизненные копии работ двух выдающихся художников. Их видели Рембрандт и Рубенс и, надо думать, отнеслись к ним одобрительно.

Нашлось место на выставке и для произведений декоративно-прикладного немецкого и голландского искусства того времени, придавших ей особый колорит. Гордость этой небольшой коллекции – мейсенский фарфор. Название ему было присвоено от саксонского города Майсен, где в то время, впервые в Европе, был освоен его выпуск.

Секрет китайского фарфора очень долго оставался тайной для Европы, и только германским ученым методом химических исследований удалось раскрыть его.

– Голландский фарфор, – поясняет Галина Гамалий, – отличается от немецкого прежде всего цветом – он голубоватый. Сочетание белого и синего цветов пришло в Голландию в то время из Китая.

Разнообразные предметы выставлены в этой экспозиции. Это, в частности, чайная пара, кубки, выполненные из необработанного фарфора и увенчанные крышками. Загадочные изделия в виде лимона и яблока – это, как оказалось, масленки и столовые приборы, предназначенные для закусок.

– Ряд экспозиций этой нашей выставки не постоянен, – говорит зам. директора музея Ольга Малкова. – Вскоре мы дополним ее другими произведениями немецких, голландских художников, которые пройдут к тому времени необходимую реставрацию.