От Пушкина до Познера

  • От Пушкина до Познера
  • От Пушкина до Познера
Я до сих пор верю, что это было чудо. Ничем больше не могу объяснить волшебное перенесение меня из Волгограда в прохладную болдинскую осень в компанию лучших журналистов страны. Там царил праздник души любителя русского слова – Пушкин бы порадовался, узнав, что в его родовом имении вновь поселился дух творчества.




Мы пришли к поэту в гости…

Седьмой международный мультимедийный фестиваль «Живое слово» проходил в селе Большое Болдино Нижегородской области. Он собрал более пятидесяти журналистов, писателей, поэтов – финалистов конкурса на портале zhivoeslovo.ru. Они прибыли из разных регионов России, а также из Финляндии, Азербайджана, Словакии, Беларуси. Организатор фестиваля – тележурналист, член Академии российского телевидения, медиа-тренер, создатель и директор Российского центра «Практика» Нина Зверева признавалась, что семь лет назад ей настолько надоело читать и слушать скучные, посредственные журналистские тексты, что она решилась на создание такого интересного медиа-форума, где бы каждый гость погружался в атмосферу живого языка, наследия великого поэта.

Я француз, мадам!

Почетными визитерами фестиваля с самого его основания были такие фигуры как Петр Вайль и Михаил Козаков, Эдуард Сагалаев и Михаил Сеславинский, позднее – Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Ирада Зейналова, Светлана Сорокина и многие другие. Гость № 1, а заодно и председатель жюри седьмого фестиваля – Владимир Владимирович Познер, журналист, не нуждающийся в рекомендациях. В программе было заявлено его эссе «Как я выучил русский язык», что немало интриговало участников, убежденных в его природной принадлежности к русской культуре. «Я француз, мадам!» – улыбаясь, откликнулся на чью-то реплику Познер, и этим, пожалуй, определяется его позиция в вышеупомянутом эссе. Русский язык, по его признанию, полон алогизмов, понять его рационально порой невозможно. Но и не влюбиться в него нельзя – уверен один из главных гурманов языка на отечественном телевидении и готов спорить на крупную сумму, что расскажет наизусть «Медного всадника», которого не раз читал ему отец-петербуржец.

Скажу вам как художник художнику

Конкурировать в популярности с Познером мог только гость второго дня фестиваля – поэт, писатель, журналист, да еще и учитель-словесник Дмитрий Быков. Находясь на пике популярности после прогремевшего на всю страну проекта «Гражданин поэт», он сперва отказался читать стихи на политические темы, заметив, что написание их не доставляет ему особой радости. Он принялся за чтение стихов на общечеловеческие темы – любви, дружбы, жизненных ценностей. И тут случился конфуз. Надо заметить, что манера чтения Быкова и потрясает, и пугает одновременно – все дело в скорости. Автор настаивает, что только ускоряя темп при прочтении, возможно понять смысл некоторых его произведений. С этим не согласилась преподаватель русской словесности из Словакии Магдалена Когутова. «Мои ученики – лучшие чтецы в Словакии. Так вот, я бы никогда не рекомендовала им вас в качестве образца!» – заявила раздраженная участница фестиваля и покинула зал. Это, впрочем, нисколько не озадачило известного поэта, писателя и журналиста Быкова и словно вдогонку ей свое следующее творение он прочитал в режиме скороговорки.

Свои изыскания на тему русской лексикологии представили также профессор русской литературы ВГИКа Владимир Мильдон и журналист, заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Марина Королева. Блистательно читали Пушкина с веранды его же усадьбы журналист, актриса и поэт Марина Ливанова и ведущий телеканала «Культура» Вячеслав Флярковский. Не могу не повториться: это был праздник души, этим воздухом хотелось надышаться вволю.

Село с большим именем

Но именитые гости – лишь часть успеха фестиваля. Думаю, что еще большую роль в этом играет место его проведения. Болдинцы крайне бережно относятся к своей истории, и это повелось у них с давних пор. В революционное лихолетье, когда погром дворянских усадеб у крестьян считался делом не только не зазорным, но и почетным, предки современных жителей села постановили усадьбу любимого барина (имеется в виду Александр Сергеевич) не трогать. В музее сохранилась мебель, которой пользовался поэт, перед фасадом дома растет сосна, которую, по многочисленным свидетельствам, он сам и посадил. На центральной улице села гордо выбит призыв: «Болдинцы! Сделаем село центром высокой культуры и образцового порядка!».

Несмотря на очевидный пафос фразы, этот девиз обретает свое воплощение в жизни: исправно работают кинотеатр «Лира», художественная, музыкальная и спортивная школы, проводятся службы в большом храме и маленькой часовне, а сами жители села с удовольствием окунаются в атмосферу дворянской усадьбы середины девятнадцатого века. Они шьют соответствующие наряды, учат мазурку, полонез и вальс и приглашают своих гостей на настоящий бал. В день села по пруду в усадьбе плывет лодочка, где сидят двое: он, в цилиндре, белом шарфе и с узнаваемыми бакенбардами, и она, его Муза.

Только там, в Большом Болдино, а не за школьной партой, понимаешь, почему Пушкин создал более пятидесяти лучших своих творений в этой деревеньке, где его «заперла» бушевавшая в округе эпидемия холеры. Ясная, прохладная болдинская осень, которую мне, к счастью, довелось увидеть, дарит вдохновение, кто бы что ни говорил...

Поделиться в соцсетях