Отцы, дети и… куклы

Отцы, дети и… куклы
Автор  пьесы Лукас Бэрфус – один из самых популярных в зарубежье современных немецкоязычных авторов. Но в России он пока известен много меньше. Спектакль, поставленный Волгоградским молодежным театром по его пьесе «Тест», стал ее первым представлением на российской профессиональной театральной сцене.

Победа или катастрофа?

Тьма? не видно ничего, кроме контуров нескольких темных фигур. Кто-то сидит в кресле, напоминающем трон, кто-то другой возле него сел на пол в обнимку с огромной, в рост человека, матерчатой куклой.

Забегая немного вперед, не могу не сказать: куклы в этом спектакле играют роль, едва ли меньшую, чем живые актеры. Это – не куклы даже, а, скорее, символы, обозначающие то ребенка, то женщину, то молодого мертвого мужчину…

Отец семейства, Симон Корах, готовится к выборам на пост мэра. Он озабочен проблемами города, общества, тогда как его сын  Петер – только проблемами своей семьи. А ситуация в ней драматична: усомнившись в том, что он – отец ребенка, Петер  тайком от супруги сдал тесты на анализ по установлению отцовства. И подтвердились худшие из опасений: оказалось, что сын – не его.

Петер и Францек – секретарь, помощник, близкий друг, чуть ли не член семьи Корахов, взвинчены, находятся на пределе нервного напряжения. Тогда как Симон если и беспокоится за что, то только за успех на предстоящих выборах. Беспокоит его не столько боль, переживаемая сыном, сколько то, что избиратели могут сказать: «Симон не может справиться с проблемами своей семьи – как же он будет справляться с проблемами города?!».

За этими мыслями он забывает о многом, чуть ли не обо всем другом, что есть на свете. И словно откровение, звучат слова его жены, Хелле, обращенные в адрес супруга: «Ты мнишь себя политиком, преобразователем мира. А на самом деле ты просто старик, у которого пахнет изо рта…».

Позднее выяснится, что у нее, как и у жены их сына, тоже был любовник. Причем, это – не кто иной, как основной соперник Симона на выборах. И с ним в любви она была совсем не холодна, как с Симоном…

Симон все-таки становится мэром. Но та ли эта победа, которой он так долго ждал?

Сын его, Петер, погиб в автокатастрофе после скандала с собственным отцом. Агнес, супруга Петера, не любит больше своего сына, ведь для нее он – плод случайной ночи, не более, и кто его отец, она сама не помнит точно…

Сын Корахов погиб, остался внук. Впрочем, внук ли он им?..

Недаром Бернард Шоу говорил: «В жизни есть только две подлинных трагедии – не достигнуть заветной цели и достигнуть ее». Симон Корах достиг своей цели, но для него долгожданный успех стал финалом личной драмы. И когда пьяный Симон заставляет играть в футбол куклу, символизирующую его мертвого сына, становится жутко…

Спектакль: второе рождение

Маленьких ролей в этом спектакле нет – они в нем все большие, а всего их пять. Актеры – Владимир Захаров, Игорь Мишин, Дмитрий Матыкин и две Натальи, Стрельцова и Колганова, играют надрывно, на нервах. Тем более волнует, пронимает даже, когда актер находится всего лишь в двух… нет, даже в одном шаге от зрителя, что для Молодежного театра характерно.

Если вам хотелось бы легко, приятно провести время после рабочего дня, не ходите на этот спектакль – он заставляет напрягаться, думать и страдать. Он причиняет боль, сравнимую с физической.

– Премьера спектакля «Тест», – рассказывает художественный руководитель Молодежного театра Владимир Бондаренко, – готовилась в сложных условиях. Обязательства по этому спектаклю приняты были театром перед Институтом Гете – организацией, занимающейся продвижением немецкого искусства и культуры, а также перед германским посольством в ноябре прошлого года. По разным причинам сроки премьеры несколько раз переносились, в том числе из-за смены  руководства театра. Но когда проект был закрыт, сразу же встал вопрос этической и нравственной ответственности нашего театра перед Институтом Гете. Я нашел координаты наших коллег и друзей из Санкт-Петербурга. Они очень быстро, не спрашивая о финансовой стороне, согласились приехать и в чрезвычайно сжатые сроки выпустить спектакль, хотя у них имелись и другие планы. То есть, эта премьера была для нас как важна, так и тяжела. Шестого октября мы откроем новый сезон другой, еще одной премьерой. Но и спектакль «Тест» будет позиционироваться как премьерный. Я думаю, что основная его творческая жизнь начнется как раз осенью.

Равнодушие как путь к распаду

Жанр пьесы «Тест» не обозначен ее автором.

– Скорей всего, это трагикомедия, – считает режиссер-постановщик спектакля, молодой питерский режиссер Виктория Луговая. – Хотя в современном российском театре не принято говорить о жанре – это, скорее, пережиток прошлого. Важно, чтобы зритель дофантазировал какие-то истории, а мы ему даем как бы манок, на который он либо пойдет, либо нет.

– В этом спектакле, – говорит Виктория, – нужно работать не только актерам и режиссеру, но также и зрителям. И если в зрительном зале найдется хотя бы часть людей, которые будут работать вместе с нами, значит, наш труд не был потрачен зря.

Мне нравится, как актеры играют в этом спектакле, нравится то, что они с потом и кровью его делали. Я очень благодарна им за это.

Виктория, а лично вас чем эта пьеса привлекла?

– Темой. Меня как человека и как гражданина волнует ситуация, сложившаяся в современном обществе. В частности, равнодушие, в том числе – к собственной семье. Иначе дети не выпрыгивали бы из окон в четырнадцать лет, родители могли бы их хотя бы вовремя услышать и остановить. Тотальное равнодушие губительно. Причем не только лишь в семье политика – оно может быть также в семье доктора, учителя – кого угодно. Заканчивается эта история тем, что глава семьи фактически оказывается в аду.

Потеря души – самое страшное из того, что может с нами случиться. Трагедия – не в том, что ты не победишь на выборах, а в том, что душу свою потеряешь, погубишь в себе человека. Мне кажется, об этом нужно говорить. О том, что, прежде всего, надо оставаться человеком в любой ситуации…

Поделиться в соцсетях