«Папа Карло» из Волгограда дарит путевку в жизнь необычным артистам

Папа Карло из Волгограда дарит путевку в жизнь необычным артистам
Создатель знаменитой деревянной куклы из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» – шарманщик по имени Карло жил на берегу Средиземного моря. А создатель волгоградского Буратино Александр Хапугин живет на берегу Волги,

Со всей отцовской ответственностью 

Его «каморка» находится в подвале областного театра кукол. Здесь свои первые шаги делают будущие «звезды» из дерева, ткани, стекла и металла.

Уже сорок пять лет Александр Хапугин работает художником-конструктором кукол, которые благодаря его волшебным рукам буквально оживают на глазах юных зрителей в каждом спектакле.

За прошедшие годы мастер создал не сотни, а тысячи самых разных кукол, среди которых были и люди, и звери, и даже насекомые, которых он научил ходить, летать или ползать, танцевать или прыгать; шевелить головой, руками и ногами, усами, ушами и хвостом; открывать рот, моргать...

В театре ставятся спектакли, в которых по 30, 50, 60 и даже более кукол. И все они проходили через руки Александра Николаевича.



В «Мухе-цокотухе», например, очень много персонажей-гостей на дне рождения хозяйки. Она развлекает их показом интересного концерта с большим числом кукольных артистов.

Есть среди них куклы, катающиеся на одноколесных велосипедах, есть и работающая на проволоке артистка цирка. Восхищают также танцующие на пуантах хрупкие балерины.

А у хора казаков, раскачивающихся в такт исполняемой песни, в самом ее финале лихо взлетают вверх кончики усов... И «научил» их всему этому Александр Николаевич.

Как рождается кукла

– А кто учил вас мастерству оживления кукол? – спрашиваю Хапугина.
– Азы профессии художника-конструктора я постигал у наших театральных художников, с которыми работал в самом начале – у Георгия Ивановича Макарова и Николая Кузьмича Зиньковского. С ними придумывали и разрабатывали всю механику, благодаря которой на сцене куклы оживают. Но многое впоследствии придумал я сам. Все же приходится создавать одному...


– Когда делали Буратино, чувствовали себя папой Карло?

– Не успевал почувствовать. Пока занимался Буратино, у меня его то и дело забирали. То унесут, то принесут назад, говоря при этом, что надо переделать или добавить еще... А папе Карло никто никаких указаний не давал. Старый столяр вручил ему полено и сказал всего раз: «Вырежи из него куклу, научи ее говорить всякие смешные слова, петь и танцевать, да и носи по дворам. Заработаешь на кусок хлеба и стаканчик вина...».

– А вы на своем Буратино заработали на хлеб и вино?
– А как же?! Главбух до сих пор каждый месяц на карточку кидает... И на хлеб, и на вино... 
– Ваша каморка, вижу, вся завалена инструментами и какими-то непонятными диковинными вещами... Какие инструменты у вас самые главные, которыми вы пользуетесь чаще всего?
– Они все у меня все главные и постоянно в ходу. Кажется, нет такого инструмента, которого бы не было у меня в мастерской и которым бы я не пользовался... 


Артист готов!

– Над чем вы сейчас работаете?
– Над героями нового спектакля по произведению Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»...
– О, как здорово! Персонажи-то там интереснейшие! А кукол в спектакле будет много?
– А вот как раз и художник! Спросите у нее!


В мастерскую заходит главный художник театра Анна Кеменева с очередной куклой в руках и подключается к разговору.

 

– В этом спектакле у нас будет 16 кукол. Над ними уже сейчас кипит работа. Сюда я приношу кукол, над которыми уже поработали художники-декораторы, бутафоры, портные... Головы, правда, у них еще не раскрашены, нет и волос. Это обычно делается в конце. А сейчас очередь за Александром Николаевичем. Ему предстоит приделывать куклам ручки, придумывать, как лучше и удобнее сделать их движения в руках артистов. Одна из кукол в этом спектакле задумана с механикой глаз... Они должны закрываться и открываться...

– Даже не представляю, как можно заставить куклу шевелить головой и одновременно моргать ресницами...

– Все объясняется конструктивной особенностью глаз и формы головы куклы. Глаза у кукол, как и у людей, бывают разные: и круглые, и продолговатые, и большие, и маленькие... Я сам вытачиваю их из дерева липы на токарном станке, а потом приспосабливаю к ним механику. Художникам остается раскрасить их, нанести зрачки и приклеить ресницы.


Трудный «ребенок» 

– Над какой из кукол вам пришлось трудиться дольше всего и почему?

– Пожалуй, над Солнечным лучиком. Это была кукла-марионетка со множеством нитей управления, которые должны были оживлять каждый солнечный лучик. Я долго бился над этим солнцем, и оно получилось просто незабываемым.

– За что вы любите свою профессию?

– За то, что всю жизнь дарю радость детям. Когда вижу, как малышня реагирует на героев спектаклей, радуюсь тому, что они воспринимают каждую куклу как живую. Лучшего удовольствия от работы придумать сложно.


 

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях