– Как отмечает этот праздник волгоградская еврейская община?
С этим вопросом корреспондент «Волгоградской правды» обратился к раввину Волгоградской синагоги Залману.
– В этом году у нас не было, скажем так, официального концерта. Вчера мы собрались, чтобы в непринужденной обстановке, в игровой форме вспомнить обычаи, традиции, связанные с этим днем. Сегодня праздник отмечается преимущественно в семьях. Правда, мы уже не печем мацу, не делаем пасхальный сок и ритуальное вино, а получаем из Москвы централизованно. В этот день каждый должен выпить четыре бокала вина. Первый – за избавление от рабства физического, второй – от рабства духовного, третий – в честь спасения от преследования, а четвертый – в честь избрания для служения Всевышнему. Песах – прежде всего праздник семейный. Накануне мы освободили дома от всего квасного, всего, что приготовлено из теста, кроме мацы. В канун Песаха в поисках квасного (хамец) провели, как всегда, генеральную уборку. Уборка должна проводиться и в душе. Мы должны освободиться от всего лишнего, наносного в прямом и переносном смысле этого слова.
– Что вы считаете главным в этом празднике?
– Говорят, что Песах – это праздник свободы, по моему мнению, более – это праздник Веры! Заповедь требует от каждого «видеть себя как если бы ты сам вышел из Египта». Почему это так важно? Когда человек сам выходит из рабства на свободу, у него есть два преимущества: он помнит, как тяжко ему было в рабстве, и он способен по-настоящему ценить обретенную свободу. Кроме того, Песах – это праздник, дающий возможность собраться всей семьей вместе, вспомнить и прочувствовать еще раз, к каким корням мы привязаны, какая цепочка соединяет нас с горой Синай. Ведь если мы не задумываемся над своими корнями, над тем, что связывает нас с нашими предками, не осознаем нашей ответственности, мы не сможем точно определить свое место в сегодняшнем мире, каким звеном цепочки поколений мы являемся. Это время, когда человек задумывается о том, что он должен в этом мире сделать.
Кстати
Праздничная трапеза на Песах
Еда на этой трапезе имеет символическое значение и как бы иллюстрирует собой повествование об Исходе. На стол ставят вино, праздничные свечи, тарелку с мацой и блюдо для седера. На блюдо кладут марор (горькие травы), чтобы напомнить о горечи рабства. Затем идет харосет – смесь сладких фруктов и орехов. Если в эту смесь добавить вино, по виду она будет похожа на глину. Это напоминание о глине, из которой евреи-рабы делали кирпичи. Вареное яйцо – символ жизнестойкости еврейского народа, чем больше испытаний ему приходится преодолеть, тем он крепче. Еще на стол ставят соленую воду. Она олицетворяет слезы, пролитые евреями в рабстве. В соленую воду макают зелень – салат или сельдерей, они напоминают об угнетении. С другой стороны, свежая зелень – это символ возрождения: как трава, хоть ее и топчут, прорастает вновь и вновь, так и еврейский народ, несмотря на все испытания, множество раз возрождался заново.
На блюдо кладут куриное горлышко, обжаренное на огне. Оно напоминает о пасхальной жертве. Во время седера нужно выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Каждый из бокалов означает шаг к избавлению. И, конечно, главное место в трапезе занимает сам рассказ об Исходе.