
Мальчишка из Русской Деревни
Отец Виктора, слесарь Степан Хользунов, в Царицын переехал из Саратова. Здесь, на поселке Русская Деревня бывшего завода «ДЮМО», ютилась в бараке семья Хользуновых.
История бракосочетания Степана и его супруги Лидии драматична. Две сестры были у Лиды – Вера и Надежда. Степан к Надежде сватался, но замуж за него отдали Лидию. Выяснилось это, лишь когда молодожены повенчались, поднята была вуаль, скрывавшая лицо невесты. Степан все понял, но менять что-либо было поздно…
Со временем за участие в забастовке Степан Гаврилович был уволен с завода. Семья Хользуновых перебралась на Дар-гору, где и прошли юность Виктора и его старшей сестры Анны. Трудовая биография его началась в 1917 году, когда, окончив трехклассное приходское училище, пошел он работать масленщиком на лесопильный завод. А годом позже добровольцем ушел на фронт оборонять Царицын от белогвардейцев. Тогда впервые в жизни он увидел самолет – техническое чудо того времени, поразившее его до глубины души.
Должно быть, тогда же в нее и запала мечта стать летчиком, летать самому на таких же машинах. Но осуществиться было ей суждено значительно позже, в 1925 году, когда Виктору Хользунову, одному из первых среди комсомольцев Царицына, была выдана путевка в Ленинградскую летную военно-теоретическую школу.
Через шесть лет он вернулся в Сталинград.
– В Сталинграде, а затем в Воронеже, – рассказывает научный сотрудник Волгоградского областного краеведческого музея Нина Одинокова, – Виктор Степанович работал инструктором на аэродромах. При этом курсантов, подлежащих исключению за неуспеваемость, он, как правило, брал обучаться в свою группу. И перевоспитывал их так, что они становились отличными летчиками, а некоторые даже Героями Советского Союза.
В 1932 году Виктора Хользунова постигло личное горе – скончалась от болезни его жена Елизавета, оставив ему малолетнюю дочку Иду.
– У тебя растет дочь, у тебя есть любимое дело, – успокаивала его сестра Анна. – Не надломись, не поддавайся горю.
В 1933 году Хользунов был направлен на курсы усовершенствования начальствующего состава. А еще через два года он был выдвинут на пост помощника начальника боевой подготовки ВВС Забайкальского военного округа. Вскоре после этого вновь стал курсантом, теперь уже – высшей летно-теоретической школы города Липецка.
Грозовые тучи над Испанией
Летом 1936 года по заранее оговоренному сигналу «Над всей Испанией безоблачное небо» в ряде гарнизонов республиканской Испании вспыхнул фашистский мятеж. Гитлер и Муссолини раз за разом слали в подмогу ему вооруженные до зубов воинские подразделения. Испанские республиканцы зачастую уступали им, и прежде всего в воздухе. Но уже в августе того же года в небе Испании появились советские летчики, прибывшие туда в составе интернациональных бригад. Одним из них был Виктор Хользунов. Эскадрилья под его командованием стала вскоре лучшей бомбардировочной частью военно-воздушных сил республики.
Бомбардировочная авиация республиканцев располагала тогда лишь считанными самолетами французского производства. Были они довольно слабо вооружены и уязвимы перед истребителями фашистов. Но Виктор Хользунов, используя недюжинное летное мастерство, нашел выход из ситуации. Самолет, ведомый им, «подкрадывался» к вражеским позициям по гористой местности на бреющем полете. Внезапно для противника выйдя на цель, он сбрасывал бомбы и уходил обратно столь быстро, что ошеломленный враг, как правило, даже огонь открыть не успевал.
Одним из крупнейших успехов эскадрильи скоростных бомбардировщиков под командованием Хользунова стал тогда разгром железнодорожной станции в Талавере. Там ждали отправки на фронт эшелоны с военными грузами. Со всех сторон станция прикрывалась огнем зенитных батарей, но это не спасло фашистов от разгрома. Бомбы падали на здания станции и на железнодорожные пути, превращая их в груды обломков.
За героизм и мужество, проявленные в небе сражающейся Испании, за умелое командование авиационным подразделением Виктору Хользунову и было присвоено звание Героя Советского Союза.
Прерванный полет
Говорят, что смерть каждого человека очень похожа на него. Гибель Виктора Хользунова оказалась под стать его жизни.
В конце июля 1939 года объединению, которым командовал легендарный «железный комдив», Герой Советского Союза Виктор Хользунов, было поручено произвести испытания вновь разработанных авиабомб. Виктор Степанович повел самолет сам, хоть это было для него совсем не обязательно. Но произошла катастрофа: одна из бомб разорвалась прямо в самолете. Виктору Хользунову было тогда всего тридцать четыре года. Вместе с ним погибли штурман Сергей Черкасов, военный инженер Александр Титов и стрелок-радист Иван Курнышев. Произошло это неподалеку от Москвы, поэтому погибших похоронили в столице. Все, что осталось от Виктора Хользунова (найдены были лишь фрагмент руки и задний карман комбинезона), было кремировано в ночь с 29 на 30 июля. Урна с пеплом была замурована в стену Новодевичьего монастыря.
– В почетном карауле у урны с прахом любимого дяди, – рассказывает Нина Одинокова, – стоял его племянник Анатолий Прыгунов, сын его сестры Анны, давший в этот трагический день себе клятву посвятить свою жизнь авиации. И это слово он сдержал.
В начале сентября 1939 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увековечении памяти Героя Советского Союза В.С. Хользунова» за подписью Михаила Калинина. В соответствии с ним и был воздвигнут памятник в родном городе Виктора Степановича Сталинграде.
Памятник: жизнь после смерти
Предварительно был проведен конкурс, победителями которого стали скульпторы Михаил и Екатерина Белашовы. И уже 17 ноября 1940 года памятник герою был торжественно открыт. Авторы при его создании пользовались последней фотографией Виктора Хользунова, которую мы публикуем сегодня. Скульпторы приглашали также попозировать двоюродного брата Виктора, который был очень похож на него.
Виктор Хользунов не принимал участия в сражении за Сталинград, но памятник ему стал немым свидетелем, а хочется сказать – и непосредственным участником тех роковых событий.
Когда в сорок втором году начались налеты гитлеровской авиации на Сталинград, власти города хотели укрыть монумент от осколков – подобно тому, как были укрыты тогда скульптуры в Летнем саду Ленинграда либо знаменитый «Медный всадник». Но деревянная обшивка раз за разом отказывалась держаться на памятнике Хользунову – так, словно летчик-герой категорически отказывался от нее.
В пору боев за город памятник Виктору Хользунову служил своеобразным маяком, ориентиром речникам, водившим суда от Краснослободска к правому берегу Волги.
Есть сведения, что командующий Шестой полевой армией вермахта Фридрих Паулюс требовал от подчиненных ему летчиков уничтожить памятник Хользунову: «Пока он стоит, нам не победить». Бомбежки и обстрелы памятника стали тогда особенно ожесточенными, и он был сброшен с постамента взрывом. Но едва в городе отгремели бои, бойцы, подняв с земли, прислонили к постаменту иссеченный пулями памятник «железному комдиву». А в конце октября сорок пятого года он был возвращен на постамент, на свое прежнее место. С той только разницей, что если раньше он был установлен боком к Волге, то теперь обращен лицом к центру города.
Именем Виктора Хользунова названы были со временем улицы в Волгограде, Воронеже и Екатеринбурге, переулок в Москве. Носил его и теплоход, курсировавший по Волге. Три года назад, в 2009 году, он был разрезан на металл.
А в 1970 году имя Хользунова было присвоено и Волгоградскому аэроклубу ДОСААФ, девять воспитанников которого стали в разное время Героями Советского Союза, как и сам Виктор Степанович когда-то.