Пурим, как и Ханука, не упоминаются в Торе, их празднование установлено законоучителями. В частности, из-за этой разницы в статусе праздника нет запрета работать в эти дни. Хотя трудно представить, как в будний рабочий день соблюсти пожелание вавилонского законоучителя Равы, сказавшего, что в этот веселый праздник принято пить вино до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Аману или благословения Мордехаю (хотя некоторые законоучители возражали против буквального понимания этого предписания).
– Значимость этого праздника велика, – говорит глава Волгоградской синагоги раввин Залман, – велика из-за двух аспектов. Две с половиной тысячи лет назад над евреями, проживавшими на территории Персидской империи, нависла угроза полного уничтожения. Сплетя сеть интриг, один из придворных императора Персии по имени Аман добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа. Вопреки строгому придворному этикету, нарушение которого грозило ей потерей своего положения и самой жизни, Эсфирь, на которой хотел жениться царь Артаксеркс, явилась к жениху и убедила посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась с просьбой о защите евреев. Узнав подоплеку интриг Амана, Артаксеркс приказал повесить Амана, а в отмену указа об истреблении евреев разослан был новый указ: о праве их противиться исполнению первого. В силу этого указа евреи с оружием в руках восстали на защиту своей жизни и уничтожили множество персов.
...Пурим начинается с окончанием предваряющего праздник поста Эсфири. Главная часть празднования – публичное чтение книги Эсфири. Когда читающий произносит имя Амана, присутствующие поднимают шум, дети крутят трещотки и т.п., выражая таким образом ненависть и презрение к злодею. В Пурим принято приносить друг другу свертки со сладостями и сладкой выпечкой, давать деньги нуждающимся. На праздник пекут особые треугольные пирожки со сладкой начинкой (обычно – с маком или вареньем), называемые ушами или кошельками Амана. Пурим – карнавальный праздник, во время которого еще в средние века читались произведения, пародирующие религиозную литературу.
Особый жанр этого праздника – пуримшпиль (на языке идиш – «пуримское представление»), исполняемый одним или несколькими актерами во время праздничной трапезы. Пуримшпили разыгрывались в публичных местах, и со зрителей взималась плата. Тем не менее, они всегда сохраняли содержательную связь с книгой Эсфирь и разыгрывались только на Пурим. Под влиянием итальянского карнавала вошло в обычай рядиться на Пурим, причем мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот, что в обычной ситуации категорически запрещено. В Израиле в этот праздник проводятся карнавальные шествия.
– В праздники мы прерываем веселье в самом разгаре и поминаем души наших родных и друзей, ушедших из этого мира, – говорит раввин Залман. – Так же и в Пурим: от поста мы сразу же переходим к празднованию. Этот резкий переход напоминает нам, что нет веселья в этом мире, которое не было бы хоть немного смешано со скорбью.