Романтический менеджмент

Романтический менеджмент
Министерство культуры одним из первых в создаваемом правительстве Волгоградской области провело плановую коллегию. На собрании профессионалов давались оценки сегодняшней ситуации в отрасли, ответственной за нравственные ценности.

Вопросы культуры в 2011 и 2012 годах получили особое раскрытие в посланиях Президента России Федеральному Собранию. Сегодня культуре уделяется внимание и в регионе. Есть понимание, что это один из факторов стабильности общества. Вот основные знаковые вехи: в 2011 году создан и начал работу Совет по культуре при губернаторе, прошел I Форум работников культуры, в Волгограде состоялся президиум координационного совета Минкульта России по вопросам патриотического воспитания.
Добавили полномочий
Основные структурные изменения в стране в сфере культуры связаны с определением полномочий федерального центра, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Сегодня Минкультуры РФ правомочно принимать нормативные правовые акты, обязательные к исполнению на территории государства. Оно может влиять на решения местных властей. В прошлом году в связи с ликвидацией Росохранкультуры к юрисдикции Минкульта РФ добавлена контрольно-надзорная функция. Федеральное министерство координирует и сферу архивного дела.
Схожие процессы идут в регионе. В компетенцию Министерства культуры создаваемого регионального правительства теперь отнесена деятельность архивов. При этом статус регионального министерства выше, чем был у комитета по культуре. Оно наделено полномочиями по нормативному правовому регулированию, что имеет значение для объединения культурного пространства в эпоху потрясений, реформ и слияний.
Острый общественный резонанс, например, вызвало вынужденное присоединение Центрального концертного зала к Волгоградской областной филармонии, Государственного дворца культуры – к Центру народного творчества. Не последней причиной «оптимизации» была экономия бюджетных средств, исключение дублирующих функций.
«На региональном и муниципальном уровне и сейчас некоторые образовательные и театральные учреждения культуры дублируют друг друга, – говорилось в основном докладе коллегии. – В интересах развития отраслевого профессионального образования, театрального искусства и – самое главное – в интересах населения области необходимо двигаться по пути создания в Волгоградской области одного крупного федерального вуза в сфере культуры и искусства, полноценного государственного театра оперы и балета. Нужна средняя специализированная школа искусств для одаренной молодежи».
Опера не по карману?
В регионе, где проживает более 2,5 млн человек, остался лишь один концертный зал на тысячу мест. У театрально-концертного искусства сильнейшая потребность в модернизации имеющихся сценических площадок. Их явно недостаточно для постановок и проката спектаклей, концертных программ. Единственный выход – строить новые здания театра кукол и нового концертного зала на две тысячи мест. 1 млрд рублей требуется на ремонт и реконструкцию Царицынской оперы, музыкально-драматического казачьего театра, Нового экспериментального театра и Театра юного зрителя. 
Отсутствие ведомственного жилья не способствует привлечению молодых специалистов в муниципальные клубные учреждения. Зачастую работников клубов переводят на неполную ставку. Требуют капремонта 201 здание клубов, 26 строений клубных учреждений являются аварийными. В большей части музеев отсутствуют должные условия для хранения. Давно пора форсировать принятие областной программы развития культуры села, предусматривающей в том числе предоставление жилья молодым специалистам.
В Волгоградской области в прошедшем году дважды проведена индексация заработной платы. Около 30 млн рублей выделено из областного бюджета на оплату жилья и коммунальных услуг работникам культуры сельской местности. 2011 год ознаменовался переходом на новую систему оплаты труда, которая, казалось, должна была стимулировать творческих людей. Но почему-то восторгов она не вызывает. Зарплаты в культуре крайне низкие по сравнению с другими социальными отраслями, и это одна из ключевых проблем.
Культработник в расчете
– Что бы ни говорили идеологи новой системы оплаты труда о ее стимулирующем характере, мы с вами убедились – это по сути сдельно-премиальная схема, которая и на производстве исчерпала себя. И тем более она плохо вписывается в специфику культуры. Теоретически при небольшом базовом окладе каждому работнику предоставляются неограниченные возможности увеличивать заработок за счет разных стимулирующих выплат. В реальности это жестко ограничивается размерами фонда оплаты труда. Ахиллесова пята – критерии для начисления этих выплат. Им, на мой взгляд, не хватает четкости и объективности, – комментирует региональный лидер отраслевого профсоюза Людмила Широкова.
Тяжелое финансовое положение государственного и муниципального «секторов» российской культуры вошло в поговорку. В прошлом году областной бюджет по линии культурного ведомства исполнен лишь на 93%. Недофинансирование вылилось в 103 млн рублей, из-за чего появилась кредиторская задолженность. Сокращены ассигнования, выделяемые отрасли культуры на 2012 год. А ведь при этом от бюджетного каравая культуре перепадают крохи. Ее доля в общих расходах колеблется в пределах 1%.
«Тем более мы должны рационально подходить к распределению этих средств. Пока что затраты на оплату труда, коммунальных платежей превалируют над расходами по финансированию творчества, созданию культурных ресурсов, продуктов и услуг. Необходимо срочно переходить от бюджета сохранения к бюджету развития», говорилось о «романтическом» менеджменте отрасли. Первые шаги в этом направлении сделаны в 2011 году. Принята новая ведомственная целевая программа «Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия» на 2012-2014 годы, направленная на реставрацию, ремонт памятников истории и культуры, в которых размещаются государственные учреждения культуры. В 2011 году было обеспечено участие отрасли культуры во всех социальных долгосрочных целевых программах региона. Общий объем дополнительных бюджетных средств составил около 4,5 млн рублей.
Вкус к праву
На коллегии не раз возвращались к теме принятия целевых программ развития культуры, надежного законодательного прикрытия художественного образования, музеев, театров, клубов, библиотек. В отсутствие статусной федеральной программы в ранге нацпроекта приходится уповать на политическую волю властей на местах, от которых ожидают прежде всего системного подхода к проблемам культуры. Подход к ней, как к чему-то вторичному, ведет к кризису ценностей.
Черту подвел Олег Керсанов, первый заместитель председателя правительства Волгоградской области. Он справедливо отметил, что ведомственные информационно-методические службы не должны сосредотачиваться на проведении фестивалей и праздников, но быть разработчиками и проводниками в регион лучших культурных практик страны.
Олег Керсанов поддержал мысль о разработке областной целевой программы по развитию культуры села, подчеркнув, что это наиболее прогрессивный метод получения финансирования и работы с бюджетом:
– Ранее существующая практика межбюджетных отношений просто не оставляла муниципалитетам возможности реализовывать свои полномочия в сфере культуры, – заявил вице-премьер. – Новый губернатор и правительство Волгоградской области закладывают новые механизмы в систему межбюджетных отношений, которые, мы надеемся, стимулируют муниципалитеты к самостоятельной творческой работе.

Поделиться в соцсетях