«С куклами на вытянутых руках бегаем и ползаем»: как выглядит детский спектакль из-за кулис

«С куклами на вытянутых руках бегаем и ползаем»: как выглядит детский спектакль из-за кулис
Наверное, многие скажут, что в профессии артиста-кукольника нет ничего особенно сложного. Стоишь себе за ширмой и весело изображаешь, как движется и говорит твой игрушечный персонаж. Но видел ли кто-нибудь спектакль на профессиональной сцене не из зрительного зала, а из-за кулис? Журналисту «ВП» Валерию Коновалову артисты Волгоградского областного театра кукол показали изнанку своей профессии, которая, как оказалось, требует не только творческого таланта, но и хорошей физической подготовки.

В репертуаре едва ли не каждого театра есть вечный спектакль, который идет не годами, а десятилетиями, и на котором зрительный зал всегда полон. В Волгоградском областном театре кукол это «Три поросёнка» по одноименной сказке Сергея Михалкова.  

В 2019 году спектакль отметит юбилей, 35 лет со дня премьеры. На этой сказке выросло не одно поколение волгоградцев, многие смотрят ее сегодня уже со своими внуками.  

Но мало кто из взрослых наблюдал этот спектакль с тыльной стороны сцены, где работают артисты-кукольники и монтировщики декораций. А нам – повезло.

За полчаса до начала все декорации выставлены. Облаченные в спецодежду с эмблемой театра артисты коротают в гримуборной последние свободные минуты.

– Этот спектакль – долгожитель потому, что у него очень динамичный захватывающий сюжет, – говорит актриса Наиля Орлова. – А еще – он учит не легкомысленному, а вдумчивому отношению к жизни и труду. К тому же здесь забавные герои, особенно страшный серый Волк...  

А бывает ли неожиданной или какой-то даже странной реакция малышей на поступки героев этой сказки, спрашиваю артистов.  

– Конечно, – отвечает ведущая актриса театра Наталия Усова, играющая в этом спектакле поросенка Нуф-Нуфа все 35 лет. – Бывает так, что большинство зрителей переживает за поросят, а некоторые симпатизируют коварному Волку и поддерживают его!   

Как вам удается играть такого обаятельного Волка, спрашиваю главного специалиста по этому коварному сказочному герою Александра Ильина, который за свою долгую актерскую жизнь переиграл самых разных волков во всех спектаклях театра.  

– Дети любят его за находчивость, – отвечает ведущий мастер сцены. – А в этом спектакле Волк ещё и весьма привлекательный внешне персонаж! Он нравится не только многим детям, но и родителям.  

Раздается третий звонок. В зрительном зале наступает тишина, артисты и рабочие сцены переходят на шепот.  

За кулисами горит только слабая синяя лампочка в маленьком подвесном фонаре. Артисты в полутьме разбирают кукол и готовятся к выходу на сцену.

Пролог спектакля начинается на авансцене с игрой артистов за дополнительной маленькой ширмочкой. Пролезать к ней из глубины сцены и обратно артистам приходится на четвереньках.

Управлять веселыми поросятами артисткам Наталии Усовой, Наиле Орловой и Наталье Белоцерковской помогают актриса Ирина Заянчуковская и исполнитель роли Волка Александр Ильин, а также рабочие по сцене, которым по мере необходимости приходится подержать ту или иную куклу, перехватить прыгающих с одного конца сцены на другой поросят или подбросить их вверх.  

Интересно наблюдать за тем, как лихо артисты перемещаются на небольшом пространстве сцены, заставленном стойками с декорациями, как помогают друг другу не оступиться и не упасть, спускаясь со специальных подставок, которые позволяют кукольному герою оказаться, например, на крыше домика.  

И вот тут, сидя по ту стороны ширмы, понимаешь, что работа в таком театре – это не легкая игра в куклы, как у детей, а тяжелый физический труд. 

Своих персонажей артисты весь спектакль носят на вытянутых вверх руках. Для этого нужна и сила, и ловкость, и выносливость. 

Куклы бывают и большими, и тяжелыми, а с ними артистам приходится не только ходить, но и бегать, прыгать, ползать на четвереньках и танцевать.   

Но одновременно надо еще и говорить текст или петь. Причем произносить не только человеческую речь, но и очень похоже мяукать, кукарекать, блеять и хрюкать голосами своих героев.  

А еще, помимо невидимой для зрителей работы с куклой, артист частенько играет в костюме перед ширмой в образе героя так называемого живого плана. А это тоже не так-то просто.  

Замечаю еще одну особенность работы артистов в кукольном театре. Тем из них, у кого маленький рост, помогает стать выше специальная рабочая обувь на высокой платформе или с приклеенной массивной подошвой.  

А слишком высоким приходится немного пригибаться, если не получается скрыть свою макушку за куклой или деталями декораций.  

Но весь этот труд окупается улыбками детей. Артисты-кукольники могут смело утверждать – это именно у них самая благодарная, самая отзывчивая и самая честная публика.

И от нее получаешь такой мощный эмоциональный заряд, что хочется тут же отыграть для этих чудо-зрителей еще пару спектаклей.  

Ну а для меня, взрослого человека, просмотр спектакля не из зала, а с другой стороны занавеса, стал неожиданно захватывающим зрелищем.

Думаю, если бы была возможность поставить в глубине сцены кресла, нашлось бы немало желающих из числа тех же мам и пап маленьких зрителей посмотреть кукольный спектакль «изнутри». Так что, билеты можно смело продавать двойные: детские – в зрительный зал, а взрослые – за кулисы.

Читайте еще в рубрике «Выбор редакции»:

В Еланском районе подковали лошадей знаменитой итальянки

Многодетная бабушка из волгоградского села встречает свою 109-ю весну

92-летний агроном из волгоградского хутора работала в Верховном Совете

Камышинские супруги-отшельники на Крещение омывались из колодца-«бутылки»

Волгоградцы увидели редкие фотографии сталинградских детей

Волгоградцы отмечают 95-летний юбилей поэтессы Маргариты Агашиной

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях