Брак по жребию
Как рассказал Денис Платонов, сотрудник музея-заповедника «Старая Сарепта», который стал нашим проводником по уникальному месту, неженатые юноши и незамужние девушки жили в Сарепте в двух отдельных зданиях.
И первым из сарептских подземелий, в которых довелось нам побывать, стал подвал бывшего «дома холостых братьев», построенного в 1797 году.
Следы прошедших трех веков здесь ощущаются во всем. Соль, выступившая на стенах. Ниши, выбитые в них, – это своего рода встроенные шкафы бывших немецких жителей Сарепты. На полке, расположенной под потолком подвала, они хранили ценные продукты, чтобы их не съели грызуны.
– Один из имевшихся здесь когда-то подземных ходов вел из дома неженатых сарептян к дому незамужних сарептских девушек. Но это вовсе не значит, что в местной общине царили свободные нравы – использовались эти переходы строго в хозяйственных целях. Здесь даже не было понятия любви – все сарептяне, согласно христианскому вероучению, считались друг для друга братьями и сестрами. И семьи у них создавались… по жребию! – продолжает Денис Платонов.
Как это было? В специально назначенный день юноши и девушки Сарепты приходили в свою церковь, или кирху. Писали там свои имена на маленьких записочках, которые складывали затем в две отдельные урны. Пятилетний мальчик из одной из них доставал записку с именем жениха, а из другой его ровесница – имя невесты. Пастор освящал брак двух молодых людей, и лишь после этого записки вскрывались, зачитывались имена молодоженов.
Выглядит странно для нашего времени? Да. Однако разводов не было ни одного в Сарепте за всю историю существования общины: брак в ней считался священным и расторжению не подлежал.
Страж в латах
Главное здание в истории Сарепты – кирха, немецкая церковь, построенная в 1772 году. В ней проводились все важные для жизни сарептян обряды: здесь их крестили и женили, здесь же отпевали. В то же время сарептская кирха была своеобразным рубежом между миром живых и мертвых: перед церковью находились дома сарептян, а сзади нее было местное кладбище.
В 1938 году, когда кирха в Сарепте уже была закрыта, жители Красноармейска спустились в ее подземную часть и там обнаружили большую кованую дверь с тяжелым навесным замком. Когда они его с большим трудом открыли, обомлели: за дверью стоял механический рыцарь, закованный в латы. Можно сказать, что это был механический робот, выполненный в полный человеческий рост. Он был вооружен острым копьем и совершал им резкие движения, словно пытаясь нанести кому-либо удар. Это был своеобразный охранник церковного подвала, своим копьем он должен был поражать непрошеных гостей. Сотрудники НКВД изъяли эту грозную находку, куда она делась затем, неизвестно.
Дом пастора, или расстрельная тюрьма
Пастор Сарепты, духовный наставник местной общины, строго следил за соблюдением в ней норм христианской морали. С этой целью ежедневно он совершал обход по здешним подземным ходам, появляясь внезапно в любом из ее зданий.
– Около ста лет назад, в 20-е годы минувшего века, в этом же здании располагалось местное отделение ЧК, а его подвал был переоборудован под содержание арестованных, – продолжает Денис Платонов. – Здесь сохранился коридор, в котором чекисты расстреливали тогда осужденных на смерть. А коренных сарептян они принуждали затем рыть для казненных братские могилы. Недаром, когда здание бывшего дома пастора передано было под создание музея, в стенах его подвала не раз находили пули от наганов и винтовок, оставшиеся в них после происходивших тут расстрелов.
В наши дни в подземельях Сарепты очень любят бывать экстрасенсы. Как-то в этом подвале был ими обнаружен дух по имени Василий. Он рассказал, что «был убит здесь ни за что». На вопрос, можно ли ему помочь чем-либо, дух ответил, что помочь ему ничем нельзя, а вот от сладенького угощения он не отказался бы. С тех пор здесь, в выемке одной из стен подвала, посетители нередко оставляют сладости. Причем время от времени подношения якобы бесследно исчезают…
В этом подвале страшно находиться в одиночестве – здесь вскоре возникает ощущение, будто бы кто-то смотрит тебе в спину. Съемочная группа телеканала «Культура» пыталась как-то производить в нем свои съемки. Попытки оказались безуспешными – раз за разом, на протяжении ряда часов, телекамера в этих стенах отказывалась работать. Причем, как только съемочная группа выходила из подвала, камера вновь работала нормально.
Призрак Белой невесты
Лечились от болезней сарептяне, как правило, травами, которые аптекарь общины собирал на близлежащих Ергенинских возвышенностях либо выращивал на огороде, под окном своего дома.
– Здание постоялого двора, или гостиницы Сарепты, было возведено в 1759 году, – поясняет Платонов. – Здесь круглосуточно можно было отведать диковинных для того времени колониальных напитков со странными для того времени названиями «чай» и «кофе».
Здесь, в этом здании, самый глубокий и самый холодный в Сарепте подвал. В нем когда-то хранились съестные припасы, подававшиеся постояльцам, жившим наверху. В этом подвале в пору его разграбления при пугачевском нашествии лично бывал Емельян Пугачев.
– С тем же подвалом, – рассказал нам Денис Платонов, – связана известная по сей день в Волгограде легенда о Белой невесте.
Жил некогда в Сарепте богатей-пивовар по фамилии Краутвурст. Дочь его готовилась к замужеству, но накануне свадьбы умерла внезапно. Отец ее, вместо того чтобы похоронить дочь на сарептском кладбище, решился на довольно странный шаг: гроб с телом дочери вместе со всем ее приданным – приблизительно полутора пудами чистого золота – он поместил в одном из местных подземелий. Рядом поставил также механического рыцаря, который должен был оберегать клад от разграбления.
Но через некоторое время после этого на главной, Церковной площади Сарепты люди ночами стали замечать призрак той умершей девушки, облаченной в белые одежды, который и исчезал, и появлялся неожиданно. А уже после Великой Отечественной войны в подземельях Сарепты раз за разом стали люди пропадать. Их находили затем мертвыми, с тяжкими резано-колотыми ранами на теле. Поэтому последние подземные ходы здесь были перекрыты, замурованы.
Пиво для привидения
Подвал бывшего торгового дома Гольдбаха – самый, пожалуй, мистический в Старой Сарепте.
– Многие сотрудники музея, – поведал нам Денис Платонов, – сталкивались здесь с различными малопонятными вещами. К примеру, на фотографиях, сделанных в этом подвале ими, появлялись не раз силуэты невесть откуда взявшихся на них людей. В закрытых витринах почему-то вдруг менялись местами экспонаты. А во время одной из музейных экскурсий здесь, нарушив все законы физики, внезапно рухнул стенд – словно его кто-то отбросил от стены.
Сотрудники музея обратились в телепередачу «Битва экстрасенсов», откуда прибыли в музей знаменитые экстрасенсы Алена Орлова и Нонна Хидирян. Обе они сразу указали, что в этом подземелье находится некто потусторонний. И тут же в подвале, как вспоминают очевидцы, взвыла, сработала внезапно почему-то отключенная ранее сигнализация.
Привидение оказалось довольно общительным. Экстрасенсам оно рассказало, что его при жизни звали Йоханом. Как оказалось, Йохан очень любил пиво, которого ему в загробной жизни не хватает. С тех пор в указанном экстрасенсами месте этого здания всегда стоит кружка со свежим пивом, сверху на ней лежит кусочек хлеба. Сам Йохан перестал с тех пор шалить в своем подвале, но пиво в его кружке якобы регулярно исчезает…
В том же подвале есть указанный теми же экстрасенсами магический портал, ведущий в потусторонний мир. На его месте стоит теперь перевернутая бочка, на ней лежат мелкие деньги. Их оставляют посетители для Йохана, на них сотрудники музея и закупают пиво для него.
– А привидений в этом подвале, – завершил свой рассказ Денис Платонов, – регулярно по-прежнему можно увидеть на сделанных в нем фотографиях. В том числе – образ маленькой девочки и мужчины в высоком цилиндре. А однажды в виде трех белых летающих полупрозрачных шаров они здесь появились прямо во время проведения экскурсии, которая была из-за этого сорвана…
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий