Организатор этой встречи, волгоградская детская писательница и сотрудник музея-заповедника «Старая Сарепта», Ольга Насонова рассказала «Волгоградской правде»:
– Для меня как для молодого автора весьма актуален вопрос, о чем и как писать, чтобы завоевать внимание современного маленького читателя. И мне кажется, я уже почти знаю ответ. Рада, что во многом у нас совпадают мысли с моей немецкой коллегой и художницей Евой Муггенталер.
Да, современные дети могут одновременно слушать музыку, болтаться в чате, редактировать фотографии, бродить по Сети и заодно делать при этом уроки. Платой за такую многозадачность становятся гиперактивность, рассеянность, дефицит внимания и нежелание углубляться в текст изучаемого произведения. Привычка быстро переключать сознание делает современных школьников невнимательными, а потребность защищаться от информационной перегрузки заставляет упрощать материал, терять глубину его усвоения.
В результате, читая книгу, современные подростки с их «клиповым мышлением» не могут долго следить за ее сюжетом, оставаться в той же теме, им хочется побыстрее переключиться на что-то новое. Может быть, поэтому они так мало читают?
Это не только российские проблемы, нечто подобное наблюдается во всем мире, в том числе в Германии, где работает Ева Муггенталер. Она училась иллюстрации в Институте прикладных наук в Гамбурге, с 1996 года – независимый иллюстратор, работает с различными издательствами. Оформленные ею книги «Пастух Рауль» и «Белый и черный медведь» номинированы на премию по литературе для молодежи: в 2014-м и в 2015-м Ева Муггенталер номинирована на мемориальную премию Астрид Линдгрен.
Недавно переведенную на русский язык книгу «Пастух Рауль» автор и иллюстратор представила на встрече в Немецкой библиотеке музея-заповедника «Старая Сарепта» и мастер-классе в детской школе искусств № 2 Красноармейского района г. Волгограда.
…Каждое утро пастух Рауль считал своих овечек. Потом укладывался на лужайку и слушал, как они жуют траву. Так день за днем, неделю за неделей. Однажды утром Рауль посмотрел в маленькое зеркальце, и ему показалось, что он уже и сам похож на овцу. Решив все изменить, он переехал в город, поменял стиль одежды и познакомился с очаровательной Барбарой. Но овцы по нему очень скучали и оправились на поиски своего любимого пастуха.
Знакомя детей с этой забавной и трогательной историей, Ева рассказывала о своей профессии и вместе с ними придумывала развитие сюжета, на ходу делая к нему картинки-зарисовки. На протяжении двух часов третьеклассники школы № 65 то искали спрятавшихся по библиотеке овечек, то составляли их «фотороботы», то расследовали чрезвычайные происшествия, в которые, по их мнению, попали найденные ими овечки, не испытывая при этом ни чувства усталости, ни отсутствия концентрации внимания. Было увлекательно вместе с автором книги придумывать образы овечек, учиться создавать их визуальные образы, при помощи нескольких штрихов делать их цветными и «оживлять». Довольны остались все: и Ева, и ее читатели.
– Важно создать такого героя, с которым маленький человек мог бы себя идентифицировать, – считает Ева Муггенталер, – не важно, будет ли персонаж положительный или отрицательный, страшный или приятный, главное, чтобы он не был плоским, чтобы ребенок смог вложить в него свой смысл, и чтобы он не был однозначным, и от него исходила энергетика. Будь он даже страшный, необычный, все равно он запомнится, полюбится.
Ребята узнали, что такое открытки-лепорелло (открытки, сфальцованные в виде гармошки. – Прим. ред.) и научились их создавать. Все те же овечки предстали на акварельных картинках во всевозможных образах: обитательницы луга с кокетливыми шерстяными кудряшками, элегантные дамы в платьях и шляпах, кавалеры в костюмах с галстуками, милые хозяюшки в фартучках, гуляющие красавицы в сапожках и с зонтиками. Прорезанное на открытке отверстие для овечьей мордочки позволило нарисованным героям с легкостью менять наряды и перемещаться с места на место, стоило только перевернуть страницу.
На мастер-классе Ева Муггенталер открыла юным художникам из школы искусств некоторые из своих профессиональных секретов и показала альбом своих эскизов.
– Ева – удивительный художник. Графика ее поражает, а альбом эскизов нужно издать как художественное пособие по созданию книги, – считает Светлана Шиповская, преподаватель ИЗО школы искусств № 2. – Посмотришь и сразу понятно – художница не боится экспериментов.
Мир сказочный, мир художественного вымысла по-прежнему манит маленьких читателей и продолжает привлекать даже в век компьютерных технологий. Так какими должны быть сегодня книги, чтобы их читали и перечитывали дети интернет-поколения? Интересными, яркими, волшебными, современными, с актуальными сюжетами, которые ребенок сам или с помощью взрослого смог бы проиграть и по-своему дополнить.
Встреча с Евой Муггенталер стала возможной благодаря поддержке Немецкого культурного центра им. Гете (г. Москва).
DNG