Сильва и Марица заказывают шляпки только в волгоградском салоне мадам Джгушия

Сильва и Марица заказывают шляпки только в волгоградском салоне мадам Джгушия
Герои едва ли не всех опер и оперетт, идущих на сценах Волгоградского музыкального театра и «Царицынской оперы», носят изящные шляпы, шляпки, цилиндры, береты и другие головные уборы, которые изготовлены руками уникального мастера, человека весьма редкой профессии Ирины Джгушия.

Она – художник-модельер театральных головных уборов. Полное собрание ее неповторимых работ, созданных за двадцать лет работы, вполне могло бы составить богатую коллекцию целого музея. Настолько они уникальны, интересны и разнообразны. Не случайно их бережно сохраняют в театральных костюмерных даже после того, как спектакли сходят со сцены и исчезает из афиш. Иногда для каких-либо концертных номеров или даже новых спектаклей коллекционные головные уборы вынимаются из хранилища и вновь «оживают» на сцене. Как, например, знаменитая фуражка Остапа Бендера. Она как незаменимый атрибут образа легендарного героя одновременно используется в популярном мюзикл-шоу и в новом спектакле «12 стульев».

Друзья и коллеги Ирины шутливо называют ее «мадам Шляпкина», подчеркивая тем самым особенность и особую значимость ее профессии. Без ее мастерства и вклада в общее дело не обходится создание ни одного спектакля. А число головных уборов в них может достигать и 100, и 120, и 150, и даже большего числа единиц. Ведь носят и меняют их по ходу действия не только главные и второстепенные герои, но также многочисленные артисты хора и балета.

Перед каждым Новым годом у мадам Шляпкиной особенно много хлопот: надо успеть изготовить головные уборы для героев очередной новогодней сказки, обновить шапки Деда Мороза и Снегурочки, а после работы и в выходные дни выполнить еще и домашние заказы.

− Я счастливая бабушка, − рассказывает Ирина. − У меня три внучки. И к каждому Новому году к их костюмам Снежинок я делаю роскошные кокошники. Обычно украшаю их гипюром или кружевом, обшиваю бусами под жемчуг, красивыми блестками, стразами... Работа эта долгая, кропотливая, но очень интересная и увлекательная.

− Самым первым театральным спектаклем, над которым мне пришлось работать, − вспоминает Ирина, − была опера Римского-Корсакова «Царская невеста». Костюмы героев шестнадцатого века требовали скрупулезной проработки всех деталей, чтобы они точно отражали дух того времени. Мне пришлось долго и с особой тщательностью украшать русские кички − головные уборы дочери новгородского купца Марфы и любовницы опричника Грязного Любаши. Я обшивала их бусами, имитирующими жемчуг и жемчужную кружевную вязь, а также стразами, имитирующими драгоценные камни. Из зрительного зала они смотрелись на сцене очень эффектно, как настоящие.

− А какие еще материалы вы используете при изготовлении театральных головных уборов?

− Прежде всего – картон, поролон, проволоку, клеевую ткань и различные клеи. А для оформления и украшения шляп – тесьму, кружево, блестки… Из тканей – атлас, габардин, органзу, тафту, парчу…

− Многие шляпы у вас украшены эффектными перьями…

− Особенно красиво смотрятся страусиные. Из них также изготавливают веера для героинь классических оперетт. Я часто использую для украшения различных головных уборов перья павлинов, индюков, а также длинные петушиные и короткие куриные перья.

В архивах Волгоградского музыкального театра и «Царицынской оперы» хранится множество снимков, на которых запечатлены уникальные головные уборы, созданные за 20 лет Ириной Джгушия в разные годы. Для этой публикации в «Волгоградской правде» нашей редакции любезно предоставлены наиболее понравившиеся из них.

Печатью особого мастерства и высокого художественного вкуса Ирины Джгушия отмечена ее работа в оперетте Легара «Граф Люксембург». И хотя главную скрипку в создании образа каждого головного убора играет художник по костюмам, который разрабатывает эскиз будущего изделия и подбирает образцы необходимых для него тканей, окончательный вид той или иной шляпы зависит от художественного вкуса, опыта и мастерства ее непосредственного изготовителя.

Первое действие оперетты «Граф Люксембург» происходит на красочном карнавале, герои которого облачаются в фантастические костюмы с головными уборами в виде голов птиц с длинными клювами. Это были, пожалуй, самые трудоемкие и самые большие по размеру головные уборы из всех предыдущих, которые изготовила Ирина.

В мастерской художника-модельера совсем недавно закончилась работа над головными уборами для нового спектакля – «Вечера на хуторе близ Диканьки» по знаменитому произведению Гоголя. Его герои – украинцы. Когда мы побывали в гостях у Ирины, на столе у мастера лежали уже почти готовые мужские колпаки и женские головные уборы, украшенные крупными искусственными цветами и разноцветными лентами. Совсем скоро мы увидим их на артистах на сцене.

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях