Синяя роза огня не боится

Синяя роза огня не боится
Как с помощью одной лишь синей краски – кобальта – передать невероятную палитру оттенков? Об этом знают только мастера Гжели. Выставка работ ведущих художников объединения «Гжель» открылась в областном краеведческом музее.

Без трафаретки
Глубокий густой синий или нежно-голубой мазок на белом фарфоре. В узор непременно вплетена знаменитая пышная гжельская роза. А ее изящно обрамляют листочки, кудрина (завитки), ажурная сетка… Элементы одни и те же, но росписи уникальны. Даже две с виду одинаковые тарелочки никогда не будут в точности похожи. Настоящий художник, выписывая цветы и листики, не пользуется трафареткой, не повторяется в мелких деталях. Поэтому посуда выглядит яркой и оригинальной, а не монотонной. И в этом прелесть знаменитого русского фарфора, который стал символом России и предметом коллекционирования далеко не случайно.
На выставке в краеведческом музее показаны более тысячи предметов. Среди них есть современные повторы исторической Гжели. Например, изысканное ретро – фарфоровый рояль, на крышке которого стилизованное солнце Ярило. Позабавили повторы фигурок, которые были очень популярны в 30-40-х годах прошлого века (серии «Хозяюшка», «Восточный базар», «Баня», «Чайхана»). Необычна фантазийная серия шкатулок. А в основном представлены столовая и чайная посуда, плакетки, панно, картины, часы, вазы, фольклорные статуэтки – предметы утилитарные и красивые. А меня лично порадовали дамы-колокольчики.
Мастерство по наследству
Исконному российскому промыслу сотни лет. Первое упоминание о чудесных глинах встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. За прошедшие века производство знало взлеты и кризисы. Едва ли не свои худшие времена объединение «Гжель» переживало в перестройку, когда его пытались банкротить.
Сейчас в этом подмосковном районе находится шесть заводов и авторские художественные мастерские. В них трудятся в большинстве своем потомственные керамисты, имеющие лицензированные авторские клейма, но главное, знающие столетние каноны. И хотя они порой переосмысливают старую традицию, это настоящие хранители исконного народного искусства.
– Переверните изделие и на внешней стороне донышка вы можете увидеть фамилии, например, Виктории и Леонида Черновых – это наши известные мастера. Назову еще имена – Анатолий Жигунов, Сергей Исаев, Сергей Алехин, Ольга и Михаил Фроловы, Виктор Неплюев, Виктор Поцелуев, Светлана Жукова, – рассказывает куратор выставки Людмила Пашкова. – Только увидев настоящие произведения, можно почувствовать, насколько они изысканнее, благороднее кустарщины и контрафакта.
К сожалению, в последние годы рынок наводнен разномастными бело-синими чашками и вазами, не имеющими ничего общего с настоящей Гжелью. Но отличить ее можно, взяв в руки и внимательно рассмотрев. В отличие от нелегальной штамповки рисунок на подлиннике будет защищен глазурью. Лишь на донышке настоящего гжельского фарфора опорный ободок будет без глазури, несколько шероховатый на ощупь. Но главное – истинный художественный вкус в рисунке и форме изделия, который ощущается даже в серийных партиях.
В огонь и в воду
Недавно я с недоверием услышала, что в турках Гжели можно варить кофе на открытом огне.
– Зря сомневаетесь. Изделие Гжели, прошедшее правильный технологический цикл, термостойкое. Его, например, можно греть в микроволновке. Оно не боится корбозивных моющих материалов (если только в росписи не присутствует золото). Просто нужно избегать резкого перепада температур и не остужать горячую посуду в холодной воде. Кстати, любую фарфоровую посуду лучше мыть в пластмассовом тазу, – продолжает удивлять Людмила Пашкова, – так что не бойтесь ставить на плиту турки, чайнички, противни с клеймом РФЗ (Речицкий фарфоровый завод). Все они прошли многочасовой обжиг в печах при температуре не ниже 800 градусов. Затем в обожженных застывших изделиях выявляются малейшие трещины и сколы, такие вещи выбраковываются. Потом художники берутся за кисточки. После росписи изделие обливается глазурью и снова идет в печь на 18 часов. Кобальт из черного становится синим. Эта проверенная поколениями экологичная технология делает изделия Гжели очень прочными, и при правильном уходе они радуют своих хозяев очень долго.
Выставка проходит до 24 июня.