Наступивший 2016-й объявлен в России Годом кино. «Волгоградская правда» в рубрике «Киноликбез» решила каждую неделю обсуждать с читателями этот вид искусства. Сегодня мы вспоминаем 70–90-е годы ХХ века в советском кинематографе.
По велению сердца
– Мини-юбки и брюки клеш, первые дискотеки и рокеры, затем мощно выплеснувшаяся на экраны социальная публицистика… В это непростое время смены эпох создавались значительные фильмы. Вот бы их все пересмотреть молодому зрителю, чтобы что?то понять про мир и людей и быть ближе к истории своей страны. Ведь искусство всегда предупреждает о самом важном, – отмечает киновед, кандидат искусствоведения, доцент ВГИИКа, руководитель киноклуба «Альтернатива» Галина Жданкина. – 70–80?е принято обозначать эпохой застоя с неким негативным оттенком. Это не совсем справедливо. По художественной выразительности и насыщенности, драматизму творческих судеб это время в кино не уступает предыдущим периодам.
В киноведении начало застоя датируется 1967?м, когда были запрещены «Андрей Рублев» Тарковского и «История Аси Клячиной» Кончаловского, а заканчивается 1986?м, когда состоялся революционный V съезд кинематографистов. Поутихли дискуссии, смолкли скандалы, неугодные начальству фильмы положили на полку. Казалось бы, воцарилось повсеместное уныние. Но именно в 70?е и 80?е кино доказало, что является более свободным и неангажированным видом искусства, чем другие. Лучшие режиссеры того времени отошли от советской идеологии и творили по велению сердца.
Без цензуры
К сожалению, мы свой национальный мейнстрим полностью разрушили после распада СССР. В 90?е Россию поразил не только очевидный духовный, но и глобальный кризис кинопроката. Производство фильмов стремительно сокращалось, появилось сомнительное «кооперативное» кино. Изменилось отношение к кинематографу как таковому, все перешли на видео или кабельные сети, а кино воспринимали как просмотр фильма по телевизору. В стране царил криминальный рынок видео.
Но это никак не означает, что в 90?е существовало одно «чернушное» кино, хладнокровно изображающее только темные стороны жизни. Ведь именно после упразднения советской власти появилась целая волна смелых разоблачительных киноисследований («Так жить нельзя» Сергея Говорухина, «Повесть непогашенной луны» Евгения Цымбала, «Прорва» Ивана Дыховичного).
После отмены цензуры лучшие российские режиссеры стали изображать мир и человека многограннее, чем разрешалось ранее. Петр Тодоровский, Никита Михалков, Андрон Кончаловский, Вадим Абдрашитов, Карен Шахназаров, Павел Лунгин, Валерий Огородников, Сергей Бодров- ст., Владимир Хотиненко (список можно продолжать) оставались авторами-творцами, не поддавшись соблазнам потребительской идеологии. Появились оригинальные, самобытные комедии, отражающие абсурдность и парадоксальность постсоветской действительности: «Праздник Нептуна» и «Окно в Париж» Юрия Мамина, «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина, «Облако-рай» Николая Досталя и т. д. В это неспокойное время ярко заявили о себе Александр Сокуров, Алексей Балабанов и Валерий Тодоровский. А Кира Муратова с ее перестроечными картинами – это вообще отдельная глава в истории нашего отечественного кинематографа.
10 самых известных фильмов эпохи застоя и перестройки
1. «Жил певчий дрозд»,
1970 г.
Режиссер Отар Иоселиани.
Фильм – эмблема 70-х. Портрет Гии – молодого современника, литавриста оркестра оперного театра. Легкое и остроумное философичное повествование о смысле человеческого существования.
2. «Монолог», 1972 г.
Режиссер Илья Авербах.
Трогательная и грустная психологическая драма о непростых взаимоотношениях между родными людьми. Образ академика Сретенского, созданный замечательным актером Михаилом Глузским, – один из лучших в его творчестве.
3. «Восхождение», 1976 г.
Режиссер Лариса Шепитько.
Первый советский фильм, удостоенный высшей награды МКФ в Берлине. Символистская притча по военной повести Василя Быкова, исследующая незримую черту между духовностью и бездуховностью.
4. «Тема», 1979 г.
Режиссер Глеб Панфилов.
Один из героев фильма, писатель-диссидент в исполнении Станислава Любшина, вызвал резкое неприятие цензоров, и картина пролежала на полке до 1987 года, получив потом главный приз Берлинского кинофестиваля.
5. «Родня», 1981 г.
Режиссер Никита Михалков.
«Народный» фильм, разобранный на цитаты. Гениальное предчувствие перестройки и ее результатов. Трагикомедия о простой русской женщине, пытающейся склеить семейное счастье своей дочери. Потрясающая работа великой русской актрисы Нонны Мордюковой.
6. «Остановился поезд», 1982 г.
Режиссер Вадим Абдрашитов.
Редкая трагическая картина в советском кино, созданная блистательным тандемом сценариста Александра Миндадзе и режиссера Вадима Абдрашитова. Точнейшее свидетельство эпохи застоя и тревожное пророчество о сбое в общественной системе.
7. «Иди и смотри», 1985 г. Режиссер Элем Климов.
Лучший фильм 1986 года по опросу читателей журнала «Советский экран». Своей реалистичностью и эффектом присутствия производит колоссальное эмоциональное впечатление.
8. «Асса», 1987 г.
Режиссер Сергей Соловьев.
Прикольное, ерническое постмодернистское кино с участием культовых музыкантов Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя, Сергея Бугаева, Жанны Агузаровой.
9. «Маленькая Вера», 1988 г.
Режиссер Василий Пичул.
Символ перестроечного кино, реалистическая мелодрама, пристально исследующая страшный, убогий и душный быт простого советского человека. Фильм, разрушивший определенные сексуальные табу в советском кино, стал сенсацией.
10. «Мусульманин», 1995 г.
Режиссер Владимир Хотиненко.
По мнению критиков, фильм десятилетия. Награжден многочисленными национальными призами и премиями. Актуальная картина, рассказывающая о русском солдате, возвращающемся после семилетнего афганского плена в свою деревню мусульманином.
Фото kinopoisk.ru