Зимние праздники – время особенное. Новый год, Рождество, продолжительные каникулы – череду торжеств завершает Новый год по старому стилю, который наступает 14 января. Как Новый год может быть старым? Ответ на этот вопрос лежит в той же плоскости, что и термин «загадочная русская душа». Может – и все. Более того, многие волгоградцы сегодня твердо намерены эту фантомную дату отметить. Празднику в нашей жизни есть место всегда, даже после десяти дней каникул! Журналисты «Волгоградки» решили придать этой самой логически-русской из российских традиций буквальный смысл – рассказать, как отмечали Новый год в Сталинграде в 1937?м и 1942 годах.
Итак, канун нового 1937 года. Сталинград
В последние дни уходящего 1936 года, несмотря на морозную и ветреную погоду, в сталинградских магазинах царит предновогодний ажиотаж. Газета «Сталинградская правда» пишет: «В отделах, торгующих детскими игрушками, – масса покупателей… Даже такие дорогие игрушки, как детские велосипеды, ценою в 200 рублей идут нарасхват. Магазин «Динамо» полностью распродал педальные автомобили Горьковского автозавода».
Кстати, для справки: всего городскими магазинами в канун 1937 года продано товаров на два миллиона рублей. Это внушительная сумма по тем временам.
Новый год сталинградцы встречают весело. В Доме культуры завода «Баррикады» проходит костюмированный бал-маскарад. Участников собирается так много, что танцуют даже в коридорах. После карнавала, в три часа ночи, начинается раздача призов и награждение победителей. Лучшими объявляются группа костюмов «11 советских республик» (тогда в СССР входило 11 республик). Особым призом отмечен костюм под названием «Дадим стране 150 тысяч летчиков».
И жизнь хороша, и жить хорошо
В Тракторозаводском районе новый, 1937 год отмечают в клубе имени Горького – удивительном по тем временам многофункциональном комплексе. Помимо спортзала, комнат для различных секций и кружков, в нем находился единственный в Сталинграде кегельбан, а на третьем этаже – настоящий солярий. В главном зале –
огромный портрет веселого розовощекого мальчугана – символа Нового года. Под портретом – лозунг, цитата из поэмы Маяковского: «И жизнь хороша, и жить хорошо».
В те годы было модно явиться на карнавал в народном костюме – русском, украинском, узбекском, даже цыганском. Впрочем, не забыты и персонажи сказок Пушкина, герои Чехова и других классиков русской литературы. Танцы в клубе имени Горького продолжались всю ночь до рассвета.
В центре города, в ТЮЗе (он располагался примерно там, где сейчас ДК профсоюзов), 1 января тоже проходит бал-маскарад. Билет стоит недешево – целых семь рублей. А в сталинградском зоосаде детишек катают на настоящем северном олене. Его перед Новым годом специально привозят из далекого Мурманска.
Нам, волгоградцам, стоит знать одну забытую, но важную дату – 2 января 1937 года. В этот день в Октябрьском саду, в центре Сталинграда, впервые устанавливают настоящую уличную семиметровую красавицу-ель.
А как же школьные елки?
В 1935 году в «Правде» было опубликовано письмо, подписанное без регалий: П. Постышев. Автор предлагал читателям: «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку». Скромной подписью под скромной по объему заметкой, упрятанной на слепой по тогдашней моде полосе, презентовал себя в качестве реставратора новогодних праздников второй секретарь ЦК Коммунистической партии большевиков Украины. А 1937 год был отмечен любопытной книжной новинкой: Наркомат просвещения и Комитет по игрушке с помощью своего издательства «Учпедгиз» выпустили методичку «Елка». Там было расписано все, что касается как «весело встретить Новый год», буквально до мелочей: отдельные статьи были посвящены елке в детском саду и отдельно – в школе. Презентуя методичку «Елка», нарком просвещения разъяснил народу, что новогодняя елка должна быть праздником радостного и счастливого детства, о котором заботится «лично товарищ Сталин».
В 1937 году в сталинградской школе № 6 Краснооктябрьского района в одном из классов дети рисуют «Бахчисарайский фонтан», вокруг которого девчонки танцуют восточные танцы. А в соседнем классе ребята изображают спасение челюскинцев. В школе № 5 тоже проходит бал-маскарад. Первую премию получает девочка за костюм «сталинская конституция». Елки продолжаются до 8 января 1937 года.
Перенесемся в январь 1942 года
Уже идет война, но Сталинград пока глубокий тыл. Многие горожане встречают новый, 1942 год на трудовом посту. Так, токарь-стахановец судомеханических мастерских Константин Гончаров в новогоднюю ночную смену выдает две нормы.
Утром 1 января 1942 года Сталинград завалило пушистым снегом. Молодежь в окрестностях поселка Красная Слобода устраивает традиционный лыжный забег – каждому участнику предстоит пробежать пять километров по пересеченной местности. Победителями становятся физкультурники клуба «Спартак»: среди мужчин Алексей Иванов, среди девушек –
Нина Григорьева. Кстати, в те годы лыжные забеги проходили практически каждые выходные. В этот же день на стадионе «Динамо» проходит хоккейный матч среди женщин. Встречаются местные команды «Спартак» и «Динамо». Игра закончилась вничью – 4:4. После игры началось массовое катание на коньках.
В ночь с 31 декабря на 1 января театр имени Горького дает популярную в предвоенные годы комедию Раскина и Слободского «Тот, кого искали». В главной роли связиста-полярника –
один из любимцев сталинградской публики Константин Синицын. А утром в театре проходит городская новогодняя елка для школьников. Открытие назначено на час дня, но нетерпеливая детвора собирается на площади перед театром задолго до назначенного срока. Роль Деда Мороза играет артист Раздольский. По сюжету представления Дед Мороз замораживает фашистов, и они удирают из наших городов и сел, не в силах сопротивляться суровому климату и могучему натиску красноармейцев. Свое искусство демонстрируют и сами ребята –
читают стихи, поют и танцуют. Затем силами артистов театра и сталинградской филармонии дается большой праздничный концерт. Все дети, несмотря на военное время, получают подарки – яблоки и конфеты.
Фото из архива