
Визит «Бабы Шанель»
Анонсы музыкальной комедии «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды заранее удивляли. Театр отошел от привычного классического «амплуа». У Коляды-драматурга сложная репутация. Многие им восторгаются, считая его лидером новой социальной драмы. Кто?то совсем не принимает (грубоват, пошловат). Но в последние годы имя Коляды – синоним успеха.
И вот премьера «Баба Шанель» в Волгоградском музыкальном театре. Зал неоднозначно принимал работу режиссера-постановщика Павла Лаговского. Кто?то смеялся и аплодировал каждой шутке, а кто?то покинул театр после первого отделения…
Героини спектакля – женщины постбальзаковского возраста. Они – участницы художественной самодеятельности, выступают в ансамбле русской песни «Наитие». Все, как одна, имеют справки об инвалидности. И тайно влюблены в молодого худрука и баяниста Сергея Сергеевича (Максим Сытин). А этот «бабник» надумал репетировать с молодой!
На протяжении двух актов до самого финала героини оставались наряженными в одинаковые яркие кокошники и сарафаны, как в униформу, – от такой красоты неземной глаз быстро устал. В целом же оформление спектакля было демократичным – вполне в духе изображаемого заштатного ДК. Облезлые гримировальный столик и пианино, накрытый стол с водочкой-селедочкой, куда почему?то затесался арманьяк, разлитый в соседнем гараже.
Героини в основном бегали возле стола или сидели за ним. «Девочки» выпивали-закусывали, обсуждали свой успех у публики: «это было нечто, зал встал, все три ряда», угощали своего Сергея Сергеевича. Потом бунтовали против него же, ведь худрук затеял ребрендинг ансамбля. Точнее, пригласил в него новую моложавую солистку-пенсионерку Розу Глухих (Ирина Вайзбулат).
Узнав, что с приходом фаворитки им придется петь не в луче света на авансцене, а на заднем плане в темноте, старушки-резвушки начали было сопротивляться. Но быстро поняли, что за строптивость их просто-напросто выгонят из ансамбля, и смирились. В сюжете, прямо скажем, не наблюдалось особого развития.
В пьесе заложены карикатурность персонажей и довольно тяжеловесный юмор. Смех вызывали, например, такие реплики бабушек: «У нее нос не тем концом вставлен», «Я бегу сюда к вам на спевку, бросаю всех: внука, правнука, телевизор, Малаховых обоих», «Харя у нее треснет. Задница слипнется».
Несмотря на то что фирменная попсовость Коляды совсем не требует «сурьеза» и глубокого психологизма, в постановке музтеатра присутствовали большие переживания и даже надрыв. «Я одинокая и никому не нужная, и не нальет никто стакан простой воды», – жалобно звучало в одной из арий. Кстати, музыку к спектаклю написал волгоградский композитор Павел Морозов, стихи – Елизавета Трубникова. Фарсовый материал они решили подавать в лирическом ключе. Может, поэтому больше всего тронули финальный нежный танец балета (балетмейстер-постановщик Елена Щербакова) и прощальный выход актрис – уже без всякого «маскарда», в стильных костюмах.
А в итоге было не очень понятно, что все?таки волнует авторов спектакля – одиночество ли героинь, страх старости, женская несостоятельность, любовные неудачи? А может, низкий уровень художественной самодеятельности в стране?
Оценивая смелый театральный эксперимент, зрителю остается только выдохнуть: «Это было нечто…»
О, баядера!..
После 13?летнего отсутствия в афишу Волгоградского музыкального театра вернулась «Баядера» – одна из популярнейших оперетт Имре Кальмана.
Новый спектакль поставил главный режиссер театра, заслуженный артист России Александр Кутявин. Режиссерская концепция премьерной «Баядеры» – максимальное приближение к классическому первоисточнику. Было все, как полагается в старой доброй оперетте, – музыка, словно шампанское, искрящаяся, льющаяся со сцены и из оркестровой ямы, кураж артистов, отличный вокал солистов и хора. Пряные восточные мотивы сочетались с современными танцевальными мелодиями: вальс-бостон, фокстрот, джаз, шимми.
Очень хорош был Роман Байлов – Раджами. Ему удались и темперамент (как?никак, индийский принц – горячий восточный парень), и европейский лоск. Его возлюбленная парижская актриса Одетта-«Баядера» (Наталья Мещерякова) рядом с ним казалась холодной красавицей. Общими усилиями они распутали неизбежный конфликт – главное недоразумение, которое перед счастливым финалом обязательно должно испортить жизнь влюбленным. Героиня сначала жертвует собой и отказывается от любимого, но все в итоге благополучно разрешается.
Вторая пара персонажей, традиционно легкомысленных, – Наполеон (Максим Сытин) – Мариэтта (Надежда Сытина) – тоже вызывали симпатию, особенно когда их шутки чередовались с бравурными музыкальными хитами. Шоколадный фабрикант Луи-Филипп (Игорь Шумский) поразил не только вокалом, но и волшебным преображением – к последнему акту, согласно сюжету, он так «похудел» и «помолодел», что зрители стали друг друга переспрашивать, тот же самый ли это артист.
Премьера прошла буквально с блеском. По законам жанра все празднично сверкало и лучилось – дуэты-арии-ансамбли, танцы кордебалета, перья, шелка, «брильянты», чалмы и кафтаны, роскошные бальные платья (художник по костюмам – Ирина Елистратова). Сначала на сцене горели огни кабаре «Шатле», потом появилось индийское посольство в стиле «Тадж-махала», потом перенеслись обратно в Париж, стиль модерн (художник-сценограф – Алексей Михальчев). Много визуальных эффектов – например, во втором акте Одетта появилась под огромным шифоновым балдахином-цветком.
Украшением постановки были танцевальные композиции (балетмейстер-постановщик Елена Щербакова), в том числе перешедшие в наследство из прежней редакции спектакля – «Восточная сюита» (хореография заслуженного деятеля искусств РСФСР Константина Ставского): сорвавший овацию танец «Змея», «Танец огня», адажио «Лотос». Все это создавало нарядную театральную среду, полную света, фантазии, – словом, было на что полюбоваться зрителям-эстетам.