Суровикины: история славной фамилии

…Степан и Фома Суровикины. Сколько лиха судьба им отмерила! Суровая жизнь загнала их сюда. Не легкую долю пришли искать – сберечь свои буйные головы и свободу для себя и будущих поколений своего рода – первых жителей нынешнего Суровикино.

Первые упоминания о постоянном поселении людей на месте нынешнего города Суровикино уходят в глубину веков и относятся к 1744 году. Именно в это время Степан и Фома Суровикины решили начать здесь новую жизнь. Историк начала XIX века, офицер русской армии Василий Дмитриевич Сухоруков, собирал по крупицам историю хуторов и сел области Войска Донского. Он застал живых участников и свидетелей развития Суровикино. Вот какую историю они поведали. Крепостной крестьянин Степан Суровикин был уроженцем одного из южных уездов Тамбовской губернии, родился он в 1703 году. Воспитывался на отцовских рассказах о восстании казаков под предводительством Кондратия Булавина.
Крепостной гнет и жестокое обращение барина заставили Степана принять единственное правильно решение – бежать с семьей на вольный Дон. Сказано – сделано. В 1744 году семья крепостных крестьян Суровикиных покинула Тамбовщину в поисках новой жизни на Донских просторах. Старожилы рассказывают, что место для поселения в излучине Чира было не самым удачным и Степан не собирался здесь «корни пускать». Он остановился коней подкормить, поразмяться, впервые за последние несколько дней приготовить и похлебать варева. Остановился, а под утро проснулся от тревожного ржания вороного. Всполохнулся, а перед стреноженными конями стоят три волка. Топчутся, хотят взять, а подступиться к коням не могут. Откуда ни зайдут – под удар копыта попадают или в лошадиную пасть. Степан схватил топор и с силой пустил его в вожака. Тот не успел отпрянуть, топор развалил ему левый бок. Осмотрел хозяин коней, успокоил. Семья проснулась:
– Давай собираться скорее с этого проклятого места, – заторопилась жена Настена.
Степан, от роду не весельчак, вдруг громко захохотал:
– Вот тут мы и жить будем!
По старому поверью: волк перешел дорогу – к счастью. А если серьезно, понравился Степану этот глухой уголок Чира своей непритязательностью. Тихо, уютно, в стороне от большаков и ярмарочных путей. Притом, здесь есть лесок для постройки жилья, камыш для крыши, трава лошадям, вода для полива огорода. Чего еще искать?! Задорно подмигнул сыну:
– Ну как, Фома, вбиваем кол?
Так с легкой руки отца и сына Суровикиных был заложен будущий город. Имя его от века дано по именам отцов-основателей – Суровикино. Ярким солнечным утром весеннего дня они начали новую жизнь. Природную тишину и вечный покой взорвал стук и треск поваленных деревьев, а к полудню на месте будущей рубленки был вбит первый колышек.

Первую зиму Суровикины промышляли охотой, рыбачили, за дорогие шкурки выменивали в станицах хлеб и соль, купили корову. Темными ночами под крик перелетных птиц пришла весна 1745 года. По утрам земля еще парила, и река не вошла в свои берега, а Суровикины деревянной сохой уже положили первую борозду под будущее хлебное поле. Летом заколосилась нива, а осенью девственная земля родила первый урожай. После помола на тесовом столе появился духовитый долгожданный каравай. Рассказывают, на третью весну Суровикины заложили новый курень. Невесту для Фомы приглядели в Нижне-Чирской, что на Дону в устье Чира. А за дочь посватался удалой казак Демьян Рудаков из зажиточных и хлебосольных скотоводов. Степан не хотел отдавать из дому дочь – страшной и одинокой казалась родителям старость в этом краю. Поставил условие: поселишься рядом – отдам. Родители Демьяна, гордые, богатейшие казаки, вынуждены были принять условие Суровикиных, заложили сыну дом за рекой – с прицелом на значительное расширение хозяйства. Хутор Рудаков на правом берегу Чира просуществовал около двух столетий. Примерно в эти же годы поселился у озера Талового еще один беглый крестьянин из тамбовской губернии Иван Чудин. От его имени пошла история хутора Чудина, просуществовавшего до наших дней и ставшего восточной окраиной города Суровикино. Время неторопливо отстукивало годы, десятилетия. Сюда не докатывалось эхо французской революции. Здесь о смене русских царей узнавали с опозданием на год – людям некуда было торопиться. Пожелтевшие страницы истории донесли до нас подробную опись села Суровикино в начале XIX века. «Дворов – 6, нижних чинов – 10, малолеток – 11, женского пола – 29, ежегодно продается государству 17 лошадей для Войска, 26 голов крупного рогатого скота, 160 овец». К 1887 году Суровикино, имея 30 дворов, получает официальный статус хутора.
В 1900 году построена железная дорога Царицын – Лихая. С прокладкой «железки», как коротко называли железную дорогу, кончился неторопливый XIX век. В хуторе появились целые улицы новых купеческих домов, крытых жестью, и грязные рабочие бараки, паровые машины и каторжный труд батраков, роскошь и изобилие рядом с обнаженной нищетой.
В 1923 году х. Суровикино стал станицей, в 1948 году преобразовывается в рабочий поселок, а с 1966 года именуется городом Суровикино.
И сегодня в современном городе фамилия Суровикиных – одна из самых распространенных. Носят ее с гордостью за его славную историю!