Тайны старой мельницы Гергардта

Тайны старой мельницы Гергардта
«Волгоградка» узнала несколько уникальных фактов из истории здания, построенного в 1903 году в Царицине

Казалось бы, разрушенное здание мельницы, ставшее символом Сталинградской битвы, должно быть хорошо известно каждому волгоградцу. Однако во время ежегодного празднования Дня Победы и годовщины победоносного завершения битвы на Волге, когда в Волгоград приезжают тысячи гостей со всего мира, волонтеры часто путают мельницу с Домом Павлова, а то и вовсе не могут сказать о ней ни слова. Удивительно, но сведений о мельнице почти нет и во Всемирной сети. О Доме Павлова написано немало, а о мельнице – нет. Да, разумеется, о ней можно прочитать в энциклопедии «Сталинградская битва». Но энциклопедия издана весьма скромным тиражом, а молодые люди, как ни крути, привыкли черпать сведения из Интернета, а не в библиотеке. Мы решили своими силами восполнить пробел и рассказать о здании, которое вот уже 70 лет является не декорацией, а живым символом Великой Победы. В этом нам помог архитектор-реставратор Сергей Сена.

Построена на периферии

– Паровая механическая мельница Гергардта построена в 1903 году, – рассказывает Сергей Сена. – Оснащенная по последнему слову техники того времени, она включала целый комплекс других кирпичных и деревянных строений, размещавшихся в Царицыне на большом участке практически до самой Никольской площади (позже переименована в площадь имени 9 января, потом – в площадь Ленина, чье имя носит по сей день). В начале XX века это была (выражаясь современным языком) периферия центра – окраина Бутырского предместья. А следующий район, Балканы, начинался как раз с Никольской площади. То есть в этом месте сложилась своеобразная промышленная зона – сюда даже подходила железнодорожная ветка, начинавшаяся примерно там, где сейчас на Коммунистической улице находится Сбербанк.

Фамилия владельца мельницы (немца Гергардта) была выложена кирпичной кладкой на фронтоне здания и на фасаде, обращенном в сторону Волги. Обе надписи, кстати, сохранились.

Здание в конструктивном плане уникальное – одно из первых в Царицыне, построенных с применением монолитного железобетона, что вполне оправдано: на этажах мельницы размещалось достаточно тяжелое мукомольное оборудование. Кирпичные же стены, несмотря на кажущуюся массивность, были не чем иным, как «футляром», внутри которого и была спрятана железобетонная «этажерка».

В 20?е годы прошлого века национализированная мельница получила имя Константина Грудинина, большевика, работавшего на мельнице токарем, с именем которого здание вошло в историю Сталинградской битвы. В период битвы здесь был наблюдательный пункт командира 42?го полка 13?й гвардейской стрелковой дивизии.

Мельница проработала до 14 сентября 1942 года, когда в здание попали большие фугасные бомбы. К 20 сентября мельница стала узлом обороны, в ней располагался командный пункт третьего батальона 42?го стрелкового полка 13?й гвардейской стрелковой дивизии. Мельница занимала стратегически важный участок Ермановского (ныне – Центральный) района Сталинграда – один из немногих пологих спусков к Волге, где находилась так называемая соляная пристань. С этого участка удобно было и занять плацдарм на западном берегу Волги (что и было сделано 13?й гвардейской дивизией), и контролировать место возможной переправы на восточный берег (чего добивалось немецкое командование).

Почему ее не снесли?

– На самом деле после Сталинградской битвы разрушенными в течение как минимум двух десятилетий оставались десятки зданий, – поясняет Сергей Сена. – Многие из них были отремонтированы, восстановлены, а в наше время даже реставрированы. Некоторые доживали свой век в виде развалин: например, здания-руины в пойме Царицы послужили своеобразным укреплением откосов. Но руины мельницы в градостроительном и архитектурном отношении оказались в «нужном месте»: ныне разрушенное краснокирпичное здание – памятник истории и культуры федерального значения и часть комплекса музея-панорамы «Сталинградская битва». К слову, в Волгограде в качестве памятников сохранились еще два руинированных здания – лаборатория на территории завода «Красный Октябрь» и дом на Нижнем поселке завода «Баррикады».

Зажглась «Окнами жизни»

Несколько лет назад во время празднования Победы в Великой Отечественной войне разрушенное здание задействовали в масштабном театрализованном представлении: на один вечер руины мельницы Гергардта превратились во впечатляющие декорации к концерту «Окна жизни». Когда об этом стало известно, многие волгоградцы возмутились: как это – устраивать песни и пляски на памятнике истории, свидетеле Сталинградской битвы?!

– Я лично не вижу в этом ничего плохого, – говорит Сергей Сена. – Ведь сам исторический памятник не был затронут, а эмоциональное воздействие подлинного здания – участника Сталинградской битвы неизмеримо! Но, отдавая дань памяти защитникам города и зданию мельницы как свидетелю исторических событий, не будем забывать, что это еще и памятник промышленной архитектуры, представляющий важнейший этап бурного развития Царицына в конце ХIХ – начале ХХ века.

кстати

Помимо мельницы Гергардта в Волгограде сохранились еще две мукомольни: одна действующая в Сарепте — бывшая паровая мельница братьев Бауэр (ныне — предприятие «Сарептская мельница») и одна в Ворошиловском районе на улице Кирсановской, 6 (за ЗАГСом Ворошиловского района), перестроенная после войны в административное здание. Несколько мельниц (Миллера, Туркина и других промышленников) были засыпаны в склонах поймы реки Царицы в 1950?60?е годы, несмотря на очевидную сохранность коробок зданий.

Фото vpravda.ru