Зато картину показали на VIII фестивале арт-хаусного кино. Была устроена творческая встреча с участниками фильма – актером Алексеем Подольским и композитором Жаком Поляковым (оба входят в состав арт-команды «СВОИ 2000»).
Нечасто видишь таких скромных, непафосных представителей киношного мира. Казалось, Жак и Алексей так смущались публики, что не знали, куда девать руки и на кого смотреть. Но постепенно ледок растаял, до того неподдельный интерес к их работе показали волгоградские молодые зрители.
Четыре с половиной
Фестивальный показ «Шапито» длился непомерно долго – больше 4 часов с небольшим перерывом. (В прокате «Шапито» обычно разделено на два 2-серийных фильма, которые можно посмотреть в разные дни!) Для современной публики с ее клиповым сознанием выдержать такое не просто.
– Напротив, таково сериальное мышление создателей фильма, – ухмыляясь, комментировали гости. Дескать, студия «СВОИ» в дальнейшем планирует делать нетривиальные, качественные, душевные сериалы. Легкие, но со смыслом. Вот и тут... мини-сериал.
В избыточно длинной, смешной, трогательной и весьма неоднозначной картине «Шапито-шоу» наш гость Алексей Подольский сыграл роль Киберстранника. Это центральный персонаж в новелле «Любовь».
«Шапито-шоу» состоит из четырех новелл-иносказаний «Любовь», «Дружба», «Уважение», «Сотрудничество», действие которых происходит в одно и то же время в Крыму. Бытовые мелочи, нелепицы, искренние чувства и низменные страсти авторы пытаются поднять до философских обобщений. Что наша жизнь? Неужели цирк-шапито?
Герой Подольского – нелепый, закомплексованный житель Сети – совершил поступок: выбрался из своей кибер-берлоги и, подслеповато щурясь, при ярком свете реального солнца познакомился со своей интернет-возлюбленной. И даже, мучаясь и страдая, поехал с ней на море.
Всех, конечно, интересовало, много ли актер вложил личного в этот образ.
- Я и сам не знаю, – говорит Подольский. – Но я тоже интроверт, хотя и не в такой степени, может быть. И я не произношу, как мой герой в финальном монологе: «Ты самый страшный человек». Правда, меня тоже зовут Леша. И в Крыму я, как и он, тоже был впервые.
Врач и актер-экстерн
Забавно, но Алексей Подольский не профессиональный актер. Может, поэтому он добивается такой фантастической достоверности в кадре? По образованию Подольский врач. Будучи другом режиссера Сергея Лобана, Алексей снялся в его андеграундном фильме «Пыль» (лента 2005 года, и в Волгограде она демонстрировалась).
– Мне пришлось учиться петь, танцевать и произносить монологи страшные. Прошел актерскую школу экстерном, – доверительно рассказывает он, – но врачом так и продолжаю работать. Изредка снимаюсь у Сергея Лобана или в каких-нибудь короткометражках.
У композитора Полякова, кстати, тоже нет профессионального музыкального образования, и «Шапито» – его дебют в кино. Говорит, работалось над фильмом легко. Хотя, шутит, песенки сочинять все-таки легче, чем саундтрек:
– Прочитал сценарий, потом его меняли. Сначала писал социальный пост-панк, а в процессе съемок понял, что фильм совершенно другой получается. Большинство песен, как и саундтрек, написаны специально под картину, которая снималась в течение пяти лет. Иногда я что-то не успевал, но трений по этому поводу не было.
Песни, которые поют герои на арене Шапито, логически продолжают сюжет. Это такие точные музыкальные штрихи к портретам персонажей. Тексты некоторых песен Марина писала прямо по ходу создания сценария.
А вот профессиональный музыкант и актер Петр Мамонов сыграл одного из самых колоритных персонажей «Шапито». Он упоительно изобразил эгоистичного и гениального отца, который ведет непутевого сына в поход по диким крымским горам. Публика требовала подробностей.
– Настоящий сын Мамонова работал оператором в картине, а внук Мамонова играл, по-моему, одного из младенцев.
– Мамонов пытался влиять на ход процесса, менял диалоги, – рассказывает Поляков. – Перед съемкой прогулки с сыном целую ночь промучились, у него были претензии к сценарию. Он, конечно, хотел сыграть мужичка, а не интеллектуала. Вот он-то и вложил в роль значительную часть своего «я».
Пожар заказывали?
– Что нарисовано на ваших футболках? Это горящее шапито? – Подольский и Поляков явились в одинаковых серых футболках с картинками, чем-то напоминающими пионерский значок. Явная перекличка с пионерской атрибутикой в картине.
– Не, это не пионерский значок, – отшучивались Алексей и Жак, – а девиз, это не «Будь готов!», а «Pluribus unum», что в переводе с латыни означает «Едины во множестве».
Декорацию шапито стоимостью 10 тыс. долларов сожгли очень быстро. Лето, жара, крымский прокаленный берег, сухая трава. Полыхнуло так, что мало не показалось. А пожарные засмотрелись на процесс съемок, к тому же переборщили с горючей смесью. Так что сцену поджога Лобану режиссировать почти что не пришлось.
Все случилось само собой. Шапито сгорело секунд за 10. На ю-тубе потом появились ролики, которые снимала массовка на мобильные телефоны. Там слышно, как Лобан, срывая голос, кричит: «Камера! Мотор!» Это был очень тяжелый и страшный момент.
Зато в сценах на нудистском пляже купальщики соглашались на бесконечное количество дублей.
Прокат не вина, а беда
Ироничная сказка о том, что патологические неудачники заслуживают сострадания, «Шапито» имел грандиозный успех в достаточно узком кругу фестивальной публики. На Московском кинофестивале на его показ нельзя было пробиться, сотни человек стояли на улице и пытались достать приглашения. В зале не было свободных мест, сидели в проходах.
На следующий день после премьеры о «Шапито» заговорили все столичные киноведы, кинокритики. А на пресс-конференции, посвященной этой картине, дошло чуть ли не до драки. Мнения полярно разделились, звучали яростные «за» и «против». Часть кинокритиков в знак протеста покинула зал – так им не понравилось, остальные остались и устроили создателям «Шапито» овацию.
– Значит, фильм стоит того, чтобы о нем говорить и его смотреть. Мое личное мнение – это большая удача отечественного кино. Думаю, со временем это еще больше станет ясно. Картина пронизана ассоциациями, стала ходячим цитатником. Пересматриваешь ее и находишь все новые смыслы. Я первый раз наблюдала такие споры вокруг фильма, – рассказывает участница МКФ, известный волгоградский искусствовед Галина Жданкина.
– На премьере все действительно было именно так, хотя одна центральная газета написала, что в зал специально нагнали школьников. Это неправда, – комментировали Подольский и Поляков.
Однако широкий прокат «Шапито-шоу» не состоялся:
– Экранов 40 прошло в Москве, хотя принимали фильма всегда хорошо.
Добавим, в провинции прокатная судьба «Шапито» оказалась еще более печальной. Не было достойной работы с картиной, внимания к ней журналистов и прокатчиков. Публика была случайной. Зрители не понимали, куда они идут, почему два фильма в одном, как это? Возможно, поэтому Сергею Лобану и его команде пожелали успехов в производстве новых российских сериалов, которые по определению увидит гораздо более массовая аудитория телезрителей.