Ударить грантом по уик-энду

Ударить грантом по уик-энду
 

Четырехкомнатная квартира сталинградского инженера отстроена …в астраханском музее. Это только один из необычных проектов, победивших во всероссийском конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире».

 

Известный волгоградский искусствовед и эксперт Татьяна Гафар, координатор конкурса по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам, рассказывает подробности.

– Татьяна, в Москве подведены итоги конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Вас они обрадовали или огорчили?

– Очень обрадовали. Впервые сразу два волгоградских музея получают солидные гранты. А в общей сложности в течение нескольких лет музеи Волгограда восемь раз становились финалистами конкурса. А пять, включая два последних, получили финансовую поддержку благотворительного фонда Владимира Потанина, в результате чего у нас появляются новые уникальные музейные экспозиции и сервисы.

Сколько весит панорама

– Газета «Волгоградская правда» уже успела рассказать о проекте-победителе этого года «Иосиф Гамель и темная комната». Его автор и руководитель Федор Ермолов, сотрудник музея-заповедника Старая Сарепта.

– Да, его проект стал победителем в авторской номинации, а это уже высшая лига конкурса. Второй проект-победитель «Панорама в панораме жизни» написан Светланой Аргасцевой, заведующей экспозиционным отделом заповедника «Сталинградская битва». Она решила представить панораму как вид монументальной живописи и даже как форму популярного в прошлом развлечения. Интересный проект, я лично за него болела.

– О чем расскажет эта новая экспозиция, которую создадут на деньги гранта?

– О том, как военные художники студии Грекова работали над полотном панорамы «Сталинградская битва». Как грузили, сшивали, грунтовали и расписывали огромный 147-метровый ее холст, как возводили здание. О том, где и какие в мире находятся панорамы. В России, например, еще и «Волочаевский бой» в Хабаровске, «Бородинская битва» в Москве. На Украине – «Оборона Севастополя». Панорамы есть на разных континентах и в разных странах. Посвящены они не только военным, но и мирным событиям, библейским сюжетам, природным ландшафтам.

– В вашем, Татьяна, блестящем музейном проекте «Уроки Леонардо» идею можно было потрогать руками – все было предметно и конкретно. В «Школе народной реставрации» тоже понятно, чем заняты посетители, что они делают. А в новой экспозиции панорамы «Сталинградская битва» предполагается ли включение зрителей?

– Задуманы несколько мультимедийных киосков. Любой желающий сможет выбрать в меню интересный ему файл, надеть 3D-очки и увидеть на экране полотно одной из панорам мира.

А на улице у входа планируется поставить информационный киоск с мощным проекционным аппаратом. Прямо на ротонде, как на большом экране, будут транслироваться видеосюжеты об архитектуре панорам. Там должен быть задействован тот же принцип тачскрина – то есть свободного выбора темы виртуальной экскурсии.

Я считаю, хорошо, что наш военный музей выходит за рамки чистой батальной тематики, начинает просвещать людей, говорить с ними об искусстве вообще и его видах. Ожидается, что обе выигравшие экспозиции начнут действовать в мае следующего года.

– Есть еще один проект, связанный с Волгоградом. Он осуществлен в Астрахани. В Музее боевой славы (филиале Астраханского музея-заповедника) презентована экспозиция «Погружение», победитель потанинского конкурса прошлого года. Во всех бытовых мелочах воссоздана квартира инженера Сталинградского тракторного завода Константина Колесова. А в сборе материала помогала его внучка, жительница Волгограда Анна Тращилова. Она предоставила воспоминания, подлинные вещи, в частности оригинал фотографии, на которой изображен ее дедушка. Вы были на открытии этой выставки. Делитесь впечатлениями!

Квартира сталинградского интеллигента

– Открытие выставки приурочивалось к скорбной дате – 70-летию начала Сталинградской битвы. Мощный проект. Полностью опровергает мнение тех, кто считает, что музеи отжили свой век, их нишу займет Интернет. Но нет, фотографии с этой выставки, размещенные в сетях, совершенно не передают ее атмосферы, скорее даже «убивают» ее. Надо обязательно самому пройти по вновь выстроенным залам, послушать, посмотреть. Потому что хорошая живая музейная экспозиция затрагивает эмоции, генетическую память.

Прихожая, кухня, зала и спальня. Скрупулезно воссоздан интерьер, в котором жила интеллигентная сталинградская семья 40-х годов прошлого века. Звучит советское радио, звонит телефон, играют песни военных лет, доносится шум с улицы. Все это помогает погрузиться в реальное время Великой Отечественной войны. В каждой комнате отражается определенный календарный период – мирный пролог, роковое воскресенье 22 июня 1941 года, бои в Сталинграде. Объемное звуковое сопровождение сделано очень качественно. При взрыве снарядов под ногами трясутся полы и содрогаются стены. Световые эффекты также на высоте. Разве что обоняние не «задействовано».

– Я слышала, во время вашей поездки в Астрахань обсуждались будущие культурные маршруты, может быть, и Волгоград-Астрахань. Правда ли, что в ближайшее время появятся такие специальные экскурсионные туры?

– Сложно сказать. Время покажет. Но, действительно, последние года два астраханцы серьезно занимаются продвижением культурного туризма. Смысл в том, чтобы народ ехал в Астраханский регион не только рыбу ловить или на лотосовые поля любоваться. Это осознанное решение, направленное на перераспределение туристических потоков. Во-первых, надо сберечь природные ресурсы, которые не бесконечны. Во-вторых, рыбаки-то приезжают с женами и детьми, которым неплохо предложить что-то посмотреть.

– А разве там есть что показать?

– Объективно – да. У нас было три дня, два из которых мы очень плотно гуляли по городу, посещали астраханские музеи, которые теперь очень разнообразны.

– Я была в Астрахани года три назад, и наши с вами ощущения не совпадают.

– Правильно. За это время там, например, запущен после ремонта и модернизации краеведческий музей. А в Кремле создано несколько объектов показа: экспозиции в башнях, погребе. Буквально на прошлой неделе открыта экспозиция в Красной башне, разместившаяся на трех ярусах. Наступил момент, когда все, что у них есть, астраханцы могут «паковать» в некие маршруты выходного дня, включая туда свои природные и культурные достопримечательности.

Туристический магнит

– А Волгоград своему южному соседу может ответить тем же?

– На мой взгляд, Волгоград сейчас менее привлекателен для туриста, если брать региональную музейную составляющую. Пусть астраханцы не обижаются, волгоградские музейщики сильнее по своему профессиональному и креативному потенциалу. Но у нас абсолютно не соответствует современным стандартам инфраструктура музеев. Мало новых экспозиций, нет комфорта.

– Намекаете, что ни в одном нашем музее нет кондиционеров?

– А разве это не важно в нашем климате? Опять напрашивается сравнение не в нашу пользу – астраханские музеи все оснащены где кондиционерами, где климат-контролем. Когда ты умираешь от зноя и духоты, тебе уже все равно, какие шедевры перед тобой висят… Новое оборудование и витрины, светлые ухоженные залы, обустроенные музейные территории – этому я по-хорошему позавидовала астраханцам.

Сколько бы инициативы у наших музейщиков ни было и какие бы гранты они ни выигрывали, такие инвестиции невозможно пускать на латание дыр – потеки на потолке не замажешь, стены не покрасишь, кондиционер не поставишь. За исключением областной детской галереи и панорамы, все наши музеи находятся в ненадлежащем состоянии и часто в неприспособленных помещениях.

Еще пример. Коллекция живописи и графики в Астрахани ничуть не лучше волгоградской, но она с 1921 года хранится в двух особняках – один двухэтажный, другой трехэтажный. Обновленная экспозиция тамошнего краеведческого музея не сказать чтобы поражала из ряда вон выходящим дизайном, но там появились затейливые «штучки», хорошие приемы, которые наверняка понравятся всем от мала до велика.

– Знаю, интерактивный пол в зале природы! Эти кадры активно «цитируют» блогеры…

– Объекты, о которых я говорю, и вообще фактор культуры включены в стратегию развития территории. У нас какие объекты могут привлечь туриста? Мамаев курган и панорама. Их можно осмотреть за один день. Другого «якоря» для туристов нет, соответственно, они не останавливаются на ночь, стало быть, не кормятся местные гостиницы, общепит. Должны быть другие точки культурного притяжения, которые дополнят то, что у нас есть. И, конечно, состояние сети объектов культуры оставляют желать много лучшего.

У нас уникальное историко-архитектурное наследие – единственный практически в мире архитектурный ансамбль 1950-х годов. Сейчас никому не интересны торгово-развлекательные комплексы и Макдональдс. Они теперь есть в каждом городе. Привлекает то уникальное, что может предложить территория. И такими точками роста в Волгограде могут быть именно музеи.

Поделиться в соцсетях