Вера Павловна любит рассказывать, как маленькой девочкой лет семи пошла «наниматься на работу» к директору театра лилипутов. Надела для солидности длинную мамину юбку, черную шляпу с розой, взяла взрослую сумочку-ридикюль и зачем-то зонтик.
– Мы тогда жили в Архангельске. Я посмотрела в нашем ТЮЗе несколько спектаклей, и была потрясена. Ведь до того я слушала лишь оперу и собиралась стать певицей. А тут – театр! Отдельный мир в искусстве.
Семья Верочки жила прямо в здании местной филармонии. Тамошним оркестром руководил ее папа – музыкант с мировым именем, один из первых советских дирижеров Павел Васильевич Клочков. В филармонию и приехал с гастролями театр лилипутов.
– Смотрю, ходят маленькие человечки, с меня ростом. Подумала, чем я-то хуже?!
С порога она, представившись артисткой-лилипуткой, попросила роли Золушки и Красной Шапочки. Директор – человек, похоже, добрый и с чувством юмора, – вежливо усадил «актрису», открыл пьесу и предложил прочитать роль с листа… Это был провал. Читать маленькая Вера еще не умела.
Вера Семенова«Синий платочек»
Буквально неделю назад состоялась премьера спектакля «Синий платочек» по одноименному произведению Валентина Катаева, посвященному 75-летию победы в Сталинградской битве. В пьесе, которую поставил сын Веры Павловны Владимир Бондаренко, легендарной актрисе отведена особая роль.
…На просцениуме в луче света седая женщина, на груди – медали, ордена. Она стоит, опираясь на палочку, и смотрит куда-то вдаль, пристально вглядываясь во что-то, нам не видимое. Не торопясь, она рассказывает, как сложились судьбы реальных героев спектакля. Только что они были с нами – молодые, полные сил, уверенные в скорой Победе и в счастливом завтра. Спокойная и проникновенная интонация актрисы вызывает слезы и эмоциональный отклик зрителей.
Этой героини нет в пьесе Валентина Катаева. Даша Ложкина в старости придумана и введена режиссером. Сегодня ей должно быть около 90 лет. Столько же и Вере Павловне. Созданный ею в нескольких коротких сценах образ Даши как представителя героического поколения придал жизнерадостному оптимистичному спектаклю глубину, возможность посмотреть на прошлое через призму нашего времени.
Фрагмент спектакля «Синий платочек»В войну Вера так же, как и юная Даша, часто помогала раненым в госпиталях. В 1941-м семья актрисы жила в Кисловодске. Санатории были превращены в госпитали.
– Мы, школьные активисты, целые дни проводили в палатах. Делали кто что может и что попросят. Сейчас я бы, наверное, не перенесла вида тех увечий, а тогда, по молодости, нас распирала гордость за то, что нам поручено такое важное дело. Один молоденький солдатик с Украины, я даже помню, как его звали – Денис Алёнкин, – я его водила в парк гулять, взял да и влюбился в меня. Даже сделал мне предложение. Я была потрясена и жалобным голосом повторяла, что мне же учиться надо. В 14 лет я еще не очень знала, что такое замуж выходить. Об этой молодости, чистоте, неистребимой потребности любить говорится в нашем новом спектакле.
Жизненный путь Веры Павловны Семеновой не был усыпан розами. В 1944-м ее отец был репрессирован и выслан вместе с семьей в Сибирь. Она много повидала и много выстрадала, пережила смерть 18-летней дочери. Несмотря на невзгоды, Веру Семенову отличает одна уникальная особенность – неумение существовать «для себя», вечное желание делиться своим актерским дарованием с любимыми зрителями.
Комедия и не только
Трудно представить, но только в Волгограде она выходит на сцену с 1962 года. А ведь тогдашний драмтеатр им. М. Горького поначалу встретил ее холодно. В город она приехала вслед за мужем – актером Владимиром Петровичем Бондаренко, надеясь, что вместе с ним примут в штат и ее, уже опытную актрису.
– Я привезла с собой дипломы с конкурсов, рецензии. Но на дирекцию они должного впечатления не произвели. К тому, что первую актерскую категорию мне дали в 28 лет, тоже отнеслись с недоверием. Ответ был: «У нас полно своих актрис».
Да и с виду, вспоминает Вера Павловна, ее редко принимали за артистку: невысокого роста невзрачная серая мышка. «А под гримом очень меняюсь, я научилась одним штрихом подчеркивать особенности образа. Буквально уложу завиток прически так или эдак – и уже разные героини».
Вера Семенова, фото из семейного архиваПопасть в труппу помог случай. Волгоградский театр отправился на гастроли в Днепропетровск. Вера Семеновна поехала вместе с мужем, за свой счет. В тот день играли финскую пьесу «Каменное гнездо». До начала оставалось чуть больше часа. Вдруг стук в дверь. На пороге администратор с вытаращенными глазами: «Вы артистка? Пожалуйста, пойдемте в театр, у нас ЧП: у одной актрисы жесточайший радикулит, надо срочно ее заменить. Не волнуйтесь, роль небольшая, два выхода».
Что и как играть она даже не представляла, пока гримировали, помощник режиссера прочитал ее реплики, а народная артистка Екатерина Мязина дала советы. В результате с ролью Вера Павловна справилась блестяще, а после спектакля директор театра взял ее в труппу.
Старшее поколение волгоградских театралов помнит Веру Семенову в комедийных острохарактерных ролях. Народ хохотал, не зная, что ее душе близка и драматическая тема. Только в зрелом возрасте к ней пришли роли героинь.
– Театр тогда много гастролировал. Забавно получилось со спектаклем «Проходной балл» Рацера и Константинова, который «объездил» всю Волгоградскую область от Светлого Яра до Алексеевки, – вспоминает Вера Павловна. – По дороге в Елань потерялся вагон с реквизитом. Как играть? Ни декораций, ни костюмов. Попросили помощи жителей. И с утра отзывчивые люди понесли посуду, диваны, кресла, стулья.
В успешной актерской карьере Веры Семеновой были перерывы. Один из них связан с кризисом и расформированием Волгоградского драмтеатра им. Горького. Для всей труппы это стало тягостным и без преувеличения трагическим периодом. Но Вера Павловна не рассталась с профессией. Руководила самодеятельными коллективами, выступала с лекциями-концертами, участвовала в творческих конкурсах. Много и успешно она занималась педагогической деятельностью: даже в обществе слепых в ту пору ставила спектакли.
– Мои ученики удачно сыграли пьесу Леонида Филатова «Про Федота стрельца…». Я помню, как волновались незрячие артисты. Не из-за того, что могут слова перепутать: они тщательно ощупывали шпагу, корону – похожи ли они на настоящие? Это было так трогательно и так уважительно к театру.
На репетицииВместе с сыном
Громкий успех имел спектакль «Дорогая Памела», поставленный Владимиром Морозовым на сцене НЭТа и спродюсированный сыном, Владимиром Бондаренко-младшим, к 75-летию Веры Семеновой. Сыгранный всего пять раз, он запомнился надолго.
– Я все еще не насытилась сценой, – говорит Вера Павловна.
Созданные ею в последние годы роли столетней Малу в комедии со скрипом «Мой век» и Графини в драме-мороке «Тройкасемеркатуз, или Пиковая дама» вызывают неизменный интерес публики. А в кассе театра зрители интересуются, где еще можно увидеть Семенову. Я спросила, как ей работается с сыном-режиссером.
– Конечно, я его обязана слушаться. Но так как у меня опыт большой – и жизненный, и сценический, – то я позволяю себе иногда что-то корректировать.
Лет десять назад Вера Павловна попала в больницу. Известный врач-кардиолог провел с пациенткой долгую беседу. Сказал, что сердце здоровое, а вот сосуды слабенькие, нельзя нервничать и напрягаться, риск большой.
– А я ему в ответ сообщила, что к своему юбилею подготовила номер, где буду на девяти языках играть и петь. Он посмотрел на меня, как ненормальную. Но я с полной ответственностью заявляю, что сцена лечит. И мне она продлевает жизнь. Я убеждена, что премьера встряхивает и обновляет организм больше, чем инъекции и капельницы.
Вера Семенова: «Сценой еще не насытилась»
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий