В НЭТе показали тестостеронную комедию нравов

  • гречухина (марочкой)
  • мелихова (марочкой)
  • Мужской разговор мужской компании получился эмоциональным
Юмор на грани фола или актуальная комедия об отношениях? После просмотра спектакля «Тестостерон» Нового экспериментального театра обсуждаем природу смешного в этой премьере.

Мария Мелихова, художник

О тычинках и пестиках

Семеро разгоряченных мужчин собрались за накрытым столом. Есть что выпить и есть чем закусить. Надо срочно снять стресс. От одного из присутствующих прилюдно, прямо на свадьбе отказалась невеста. В костеле у алтаря не постеснялась ляпнуть: «Не любила тебя никогда».

Поэтому – никаких нежных и лиричных тостов. Никаких «выпьем за любовь» после третьей рюмки. Забыты нейтральные темы политики и футбола. Четкая мужская компания сразу перешла к главному – женскому коварству.

Семь разгневанных мужиков по очереди вспоминают своих любовниц, жен и подруг. Бахвалятся сексуальными подвигами, высмеивают глупость, расчетливость и эгоизм противоположного пола. Чтобы успокоиться, приговаривают: «Пусть сдохнут все неверные стервы!»

Как нарочно, обманутый жених оказался биологом. Так и сыпал примерами из животного мира. Там тоже все непросто. Занимательные факты про спаривание у птиц, горилл и шимпанзе, дельфинов не оставили зрителей равнодушными.

Публика, замерев, слушала очередной пассаж, как самцы обезьян меряются бубенчиками, а потом заливалась счастливым понимающим хохотом. Не зря автор пьесы польский драматург Анджей Сарамонович изучал труды по социобиологии. Голые факты из естественной науки, похоже, задели какие-то тайные струны. Сказать, что публика реагировала на них с восторгом, – это ничего не сказать.

По-моему, некоторые поклонники НЭТа начинали смеяться даже раньше, чем актеры успевали договорить до конца свои шутки. Это было цинично, но энергично и смешно. Актеры отрывались на сцене к вящему удовольствию партера.

Такой спектакль подойдет для необременительного вечера в кругу друзей. Но все же консервативных бабушек и дедушек, а также слишком впечатлительных особ с собой в театр брать не нужно. Это юмор на любителя, но двойную сплошную не нарушили.

В конце концов, пьеса всего лишь о банальной истине – мужчины и женщины по-разному устроены, слеплены из разного теста. Им трудно понять друг друга. Иногда кажется, что это совсем невозможно. Ведь различие заложено в нас самой природой. Но есть слабая надежда на семейную гармонию. На то, что можно устроить свое счастье. И стоит хотя бы пытаться это сделать, ведь в финале спектакля та же компания опять собирается на свадьбу.

Юлия Гречухин, обозреватель ВП

Драку заказывали?

Жена рыдает у постели умирающего мужа. Он спрашивает: «Дорогая, скажи, ты мне когда-нибудь изменяла?» – «Дорогой, клянусь, никогда!» – «А помнишь, был случай, когда я раньше времени вернулся из командировки, долго звонил в дверь, и ты мне не открывала?» Жена вдруг побледнела и кинулась к шкафу. Распахнула дверцу – и оттуда выпал старый высохший скелет.

Этим бородатым анекдотом начинается комедия «Тестостерон», наиболее брутальная в истории НЭТа. Заняты в ней самые харизматичные актеры, исключительно мужской состав. Рассказанные ими смачные истории из своей и чужой интимной жизни – не что иное, как те самые скелеты в шкафу. А к концу спектакля уже ясно, что при всей браваде, мачизме, обвинениях в глупости «этих б… баб» каждый из героев тайно тоскует по любви.

Да, любовь – это примитивная химия: тестостерон, эстроген и феромоны, что там еще? Серотонин и фенилэтиламин, которые отвечают за сексуальное притяжение. Парни обсуждают это, прячась за маской вульгарности, а в следующую минуту готовы бить друг другу морду, когда оскорбляют чью-то мать или жену, а еще через минуту с гордостью демонстрируют фотографии своих детей в смартфоне.

Не сказать, чтобы пьеса отличалась большой глубиной и психологизмом. В ней всего лишь достаточно откровенно показаны болезненные комплексы мужского мира. А примиряющий финал сводится к тому, что «без женщин жить нельзя на свете, нет». Избитая истина? Зато правда.

Судьбу премьеры решила изобретательность режиссера-постановщика – народного артиста России Отара Джангишерашвили. Остроумно построенные мизансцены, каскад трюков, которые выделывают возле накрытого стола семеро героев, в джазовых ритмах выстроенная композиция спектакля с перебивками в виде музыкальных номеров и, наконец, художественно исполненные драки – все работает на создание развлекательного зрелища, не претендующего на высокие смыслы.

Заслуживает аплодисментов искусство лицедейства, которого не отнять ни у кого в буйной мужской актерской компании (заслуженный артист России Олег Алексеев, Виталий Мелешников, Дмитрий Гнацинский, Максим Чекашин, Евгений Тюфяков, Дмитрий Макаров, Артем Филимонов). Расслабляться они никому не дали, выкладывая гормональные истории одну за другой, перевоплощаясь в своих партнерш, устраивая мастер-классы по любовным ухаживаниям. Неуклюжие и разбитные, ботаники и ловеласы, они довольно смешно учат друг друга правильному обхождению с женщинами: «Давай поможем нашему микробиологу стать физиком-ядерщиком». Особенно великолепен был Алексеев в роли внезапного греческого папы, в своем духе – вальяжный и невозмутимый. Лишь прозвучавшие в финале стихи внесли в эту атмосферу иронии и стеба нежную романтическую ноту.

DNG