В сотне метров от Кремля

  • В сотне метров от Кремля
  • В сотне метров от Кремля
  • В сотне метров от Кремля
  • В сотне метров от Кремля
Крики «браво», овации, вызовы на бис… Именно так проходили концерты Волгоградского академического симфонического оркестра на самых статусных сценах Москвы и Санкт-Петербурга.

Академический коллектив отмечает 25 лет со дня основания. Его гастрольный тур проводился в рамках этого «серебряного» юбилея и 75-летия Волгоградской областной филармонии.
Успешными выступлениями в петербуржской Капелле, в московском зале имени Чайковского и большом конференц-зале Администрации Президента РФ волгоградский коллектив подтвердил репутацию одного из лучших нестоличных оркестров России.
— Я очень благодарна за приглашение на такой прекрасный вечер. Волгоградский оркестр звучит великолепно. Такая мощь! Получила огромное наслаждение, — делилась впечатлениями восторженная петербуржская дама. И она была не одинока.
В партере, на балконах и галерее Капеллы не было свободных мест. Капельдинеры были вынуждены ставить дополнительные стулья в проходах. Переаншлаг! Публика Северной Пальмиры горячо принимала Волгоградский симфонический оркестр и его солистов. Московские залы-«двухтысячники» тоже были практически заполнены.
«Молодцы! Сила!» — аплодировала волгоградскому оркестру публика Первопрестольной.
На углу Тверской и Триумфальной
Столичные площадки, на которых впервые выступил Волгоградский симфонический оркестр, заслуживают отдельных комментариев.
Одним из первых в Европе по своей акустике по праву считается концертный зал Капеллы в Санкт-Петербурге. В этом овеянном легендами здании 19 века на набережной реки Мойки в нескольких шагах от Дворцовой площади формировались традиции русской профессиональной музыки. Сегодня это один из ведущих музыкальных центров России. В его стенах наш оркестр звучал как никогда волшебно.
В 21 веке после капитального ремонта и комплексной реставрации Капелла приобрела свой первозданный исторический вид — торжественный и нарядный. Тщательно воссозданы белоснежная лепнина и позолота, светильники и стулья. Сцену после почти векового перерыва снова украшают бюсты выдающихся русских музыкантов и композиторов Бортнянского и Львова. В специальной нише установлен орган. В царскую ложу, расположенную вплотную к сцене, некогда вел отдельный вход из царского павильона, находившегося во дворе и в войну уничтоженного бомбой. Теперь он снова восстановлен.
Взыскательный петербургский зритель любит этот зал и внимательно следит за его афишами.
Другая прославленная сцена, где играл Волгоградский симфонический оркестр, находится по адресу, хорошо известному исполнителям и поклонникам всего мира.
Триумфальная площадь, 4 / 31 — здесь расположен один из самых известных концертных залов, который носит имя Петра Ильича Чайковского и принадлежит Московской государственной академической филармонии.
Архитектуру «чайковки» пронизывает дух античности: сцену-арену с трех сторон обнимает зрительское пространство, места для публики расположены амфитеатром, благодаря чему открывается прекрасный обзор и улучшается акустика. Особый стиль залу придают бело-синие цвета обивки кресел и декора. «В Зале Чайковского лгать не удастся. Синие кресла срываются с круга — белой полоскою, как адидасы. Здесь тренируется Сборная духа», — писал поэт Андрей Вознесенский.
Там более 70 лет бьет ключом богатая и разнообразная творческая жизнь. Сам факт выступления в таком «намоленном» месте служит доказательством высокого искусства артистов.
Между прочим, волгоградский орган — родной брат органа в зале имени Чайковского, ведь оба сделаны одной и той же чешской фирмой «Ригер-Кросс».
И, наконец, третий, заключительный концерт гастрольного тура Волгоградского симфонического оркестра прошел в сотне метров от Кремля на Старой площади, в большом конференц-зале Администрации Президента РФ.
На этом концерте присутствовали работники аппарата Правительства РФ, Администрации Президента РФ, аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Счетной палаты и Управления делами Президента РФ, а также ветераны и сотрудники аппарата, вышедшие на пенсию.
Приветственным словом этот вечер на престижной концертной площадке открыл председатель комитета по культуре администрации Волгоградской области Виктор Гепфнер.
Сен-Санс и удивительный альянс
Концерты прошли под управлением выдающегося дирижера — народного артиста России Эдуарда Серова, создателя и бессменного руководителя оркестра. На пресс-конференции в зале Чайковского присутствующие наглядно убедились, что Серов — бесспорный авторитет для музыкальных критиков и обозревателей центральных СМИ.
Московские журналисты, вообще-то не склонные расточать комплименты, именно ими предваряли свои вопросы.
«Мы пока не слышали волгоградского оркестра, хотя знаем, что он существует. И раз за него взялся такой лидер, как Серов, — это должно быть неординарное культурное явление. А был ли образ оркестра, когда он только-только рождался? Или, как поется в той песенке, его слепили из того, что было? Ведь, насколько нам известно, в Волгограде нет консерватории, так откуда берутся кадры?» — допытывались дотошные «акулы пера».
Им напомнили, что Эдуард Серов — ученик Евгения Александровича Мравинского, великого русского дирижера и замечательного руководителя Ленинградского филармонического оркестра.
— Я воспитывался на репетициях Мравинского, постоянно присутствовал при его работе с оркестром в Ленинграде. Естественно, создавая оркестр в Волгограде, стремился подняться до этого уровня. Это, конечно, невероятно трудно, но кое-что удается сделать, — вспоминает Серов четверть века спустя.
Готовясь к гастролям и обдумывая юбилейную программу, дирижер, разумеется, хотел интересно представить свое детище. Он выбрал сочинения великой русской классики, которые всегда служат украшением праздников и еще многие десятилетия будут знаковыми. В юбилейную программу он включил вещи настолько известные, настолько популярные, что любое обращение к ним накладывает на исполнителей особую ответственность.
— Мне также представлялось, что в нашей юбилейной программе должна присутствовать и западная классика, но не произведения Бетховена или Брамса — это было бы немножечко тривиально, — поясняет маэстро Серов. — Остановился я на симфонии № 3 для органа крупного французского композитора-романтика Сен-Санса. Мне кажется, эта виртуозная вещь (а она очень трудна) ярко характеризует наш репертуар и достойно показывает оркестр даже перед искушенными слушателями.
Добавим, репертуар Волгоградского симфонического оркестра действительно необычайно богат. Например, им сыграны все симфонии Моцарта, Бетховена, Малера, все концерты Моцарта, что вряд ли встречается в других региональных оркестрах. В творческом багаже — более полутора тысяч произведений разных эпох, стилей и жанров. Исполняются классические шедевры, эксклюзивные художественные раритеты, популярные программы легкой симфонической музыки.
Оркестр играет очень много современной музыки — скажем, Шонберга, Берга и Веберна, а они нечастые «гости» в провинциальных оркестрах. Произведения советских композиторов представлены тоже чрезвычайно широко. Первую симфонию Бориса Александровича Чайковского волгоградский оркестр записал на компакт-диске первым и единственным в России, уловив нерв этой странной, необычной музыки. Или, например, российская премьера оратории «Ecce Cor Meum» знаменитого «битла» Пола Маккартни состоялась в Волгограде и никого не оставила равнодушным.
— Опора на классику — это, конечно, главное, что должно присутствовать в репертуарах симфонических оркестров, потому что дает технически совершенную игру, — считает Эдуард Серов.
Увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила», Первый фортепианный концерт Чайковского, вальс и па-де-де из балета «Щелкунчик» действительно показали академический коллектив с яркой стороны, позволили оценить совершенство ансамбля, насыщенность тона оркестровых групп.
Но если Первый концерт Чайковского стал своеобразным симфоническим шлягером, то монументальная симфония № 3 Сен-Санса с органом, также вошедшая в гастрольную программу, требовала от слушателей определенной подготовки.
В этом капитальном произведении с богатой сменой образов, безусловно, Волгоградский симфонический оркестр проявил всю свою палитру. Эмоционально и гармонично звучали все группы инструментов и, конечно, орган.
Королевский аккорд и вселенная Чайковского
В гастрольный тур волгоградского оркестра были приглашены молодые талантливые солисты.
Один из них — свежеиспеченный выпускник Московской консерватории — уже хорошо известен волгоградцам. Это наш земляк Владимир Королевский, который недавно стал штатным органистом Волгоградской областной филармонии. С тех пор в ЦКЗ можно чаще услышать органные концерты. Тем более, за 20 лет существования в Волгограде органа у него сложилась своя преданная публика.
Владимир Королевский — почти ровесник волгоградского органа. Свое назначение музыкант считает символичным и обязывающим:
— Я первый раз увидел орган в детстве. Был потрясен и заворожен. И очень рад, что мне посчастливилось стать собеседником и хранителем этого «королевского» музыкального инструмента.
Дышать и чувствовать с органом в унисон у молодого музыканта получается — с колоссальным инструментом у него «полное взаимопонимание». На гастролях Владимир «попробовал» столичные органы. «Громокипящие» их аккорды стали украшением страстного и мятежного концерта Сен-Санса, исполнение которого каждый раз завершалось овацией.
Так же, как интерпретация волгоградцами Первого концерта Чайковского, о которой можно сказать словами звездного пианиста Андрея Гаврилова: «Свежий, сладкий, мелодический ветер жизни, дующий прямо через сердце. Это космос Чайковского, его Книга Бытия, сотворение мира. Могучие удары валторн — это дни, акты творения. Это слова Творца, Его голос. Его пульсация, трубы архангелов, зов праотцов. Мощный крик пророков. Продолжает дело творения — кузнец-демиург, пианист. Он выковывает своим гармоническим молотком вселенную из хаоса».
Абсолютно правильным решением было приглашение солиста Александра Лубянцева. Это пианист из Санкт-Петербурга с блестящей техникой, огромной внутренней энергетикой и харизмой.
…На авансцену как-то неловко выходил молодой (24 года, но выглядит еще моложе) человек. Но, сев за рояль, он разом преображался, играл зрело, радостно, с восторгом, упиваясь красотой созвучий. Ни на одном концерте Лубянцева сразу не отпускали, вызывали на бис.
А если вспомнить беспрецедентную историю его недавнего участия в XIV конкурсе Чайковского, то становится понятным, почему имя Александра Лубянцева сегодня привлекает даже ту аудиторию, которая далека от академического исполнительства.
…Два года Петербургской консерватории (2006-2008), а затем Петрозаводск, в 2007 году — III премия на конкурсе Чайковского… Саша Лубянцев со школьных лет побеждал в международных музыкальных соревнованиях. Ныне ведет активную концертную деятельность как в России, так и за рубежом. Но так было не всегда.
Во время XIV конкурса Чайковского талантливого пианиста засудили. Он так и не попал в финал. А вот публика приветствовала Лубянцева стоя и трижды вызывала его на поклон. Это что-то да значит. Как и то, что работавшие на конкурсе критики присудили Лубянцеву свой собственный приз.
Независимые эксперты тогда не согласились с мнением жюри и учредили свою премию, которая в итоге оказалась более весомой, чем просто награда лауреату. Первый в истории российской музыкальной прессы независимый приз критиков в специальности «Фортепиано» XIV Международного конкурса имени Чайковского присужден по итогам голосования Александру Лубянцеву. Это настоящее признание.
Теперь артист востребован и признается, что с тех пор его концертное расписание весьма плотное.
— С Волгоградским симфоническим оркестром мне играется легко и комфортно, — рассказывает солист, — это не первый наш совместный проект. Мы уже встречались в Волгограде, причем с разными дирижерами. Трудно сказать, когда у меня получится вернуться в ваш город. Но я буду рад продолжить такое сотрудничество. Ведь с волгоградским оркестром мы подружились.
Из дальних странствий возвратясь…
Волгоградская «культурная экспансия» в столицы завершена. А юбилейный 75-й сезон Волгоградской областной филармонии продолжается.
— Я благодарен всем артистам оркестра и его художественному руководителю народному артисту России Эдуарду Афанасьевичу Серову, которые выложились на этих гастролях, работали с максимальной самоотдачей, — говорит председатель областного комитета по культуре Виктор Гепфнер. — Конечно, нам очень приятны аншлаги в главных залах страны, долгие аплодисменты, искренняя доброжелательность в реакциях слушателей Москвы и Санкт-Петербурга, их восторженные отзывы, цветы, которые щедро преподносились оркестрантам. Успех этих гастролей, на мой взгляд, стал значимой вехой для всей музыкальной общественности нашего региона. Профессиональные критики находят, что наш оркестр в очень хорошем состоянии. Ему под силу сочинения любой сложности, любых стилей. И это один из ведущих оркестров Юга России.
Юбилейный 75-й сезон Волгоградской областной филармонии на том не заканчивается. Предстоит еще цикл юбилейных концертов в Волгограде. И обсуждаются планы предстоящих новых гастролей. В честь 70-летия победы под Сталинградом обдумывается возможность показать лучшие волгоградские филармонические коллективы в Кремле и в Доме правительства.
— Все мы очень волновались. А теперь можем с гордостью сказать, что гастрольный концертный «триптих» Волгоградского симфонического оркестра прошел на ура, — констатирует директор Волгоградской областной филармонии Виктор Кияшко. — Наш оркестр много ездит по миру. Но на таких больших площадках в сердце страны он выступал впервые. Мы благодарны главе администрации Волгоградской области Сергею Анатольевичу Баженову и областному комитету по культуре за финансовую поддержку поездки, которая в каком-то смысле стала подарком для артистов. Академический коллектив с честью выдержал серьезный экзамен. В его лице Волгоградский регион громко заявил о себе, доказав, что для настоящей духовности не существует провинциализма.