В традициях – душа народа

Фестиваль «Музеи – хранители народных традиций», родившийся десятилетие назад, прижился на волгоградской земле. За это время он значительно расширил свою географию - проводился не только на базе областного краеведческого музея либо музея-заповедника «Старая Сарепта», как это было поначалу, но также непосредственно в районах области – Иловлинском, Серафимовичском, Дубовском, Чернышковском. И вот настала очередь Кумылженского района.

Хотя слово «Кумылга» – тюркского происхождения, обозначающее воду да песок, места эти давным-давно заселены донским казачеством, считаются исконно казачьим краем. Тем более знаменательно, что проведение в Кумылженском районе фестиваля исторических и краеведческих музеев области совпало по времени со старинным православным праздником Воздвижения Креста Господня, очень почитаемым в казачестве.
Программа фестиваля в казачьей станице начиналась с открытия в центре ее лавки под названием «Добрый гостинец».
Алую ленточку, перекрывающую вход в нее, перерезал заслуженный работник культуры РФ, директор Волгоградского областного краеведческого музея Александр Материкин.
– Проходите, дорогие гости! – приветствовала собравшихся Лариса Вострикова, директор Кумылженского районного историко-краеведческого музея. – «Добрый гостинец» приветствует добрых людей! Рады встречать вас в нашей лавке!
В лавке, как рассказала Лариса Геннадьевна, собраны предметы из вспомогательного фонда руководимого ею музея, являющиеся частью музейной экспозиции. Но будет также в ней представлена и сувенирная продукция, изготовленная руками местных умельцев, которую смогут приобретать посетители лавки.
– Мы попытались здесь не только воссоздать интерьер казачьей лавки, – пояснила Вострикова, – но и привнести в нее что-то современное, чтобы она могла заинтересовать собою покупателей. Вот – образцы промышленности и ремесленников прошлых, далеких лет. А вот здесь – то, что делают наши местные мастера уже в настоящем, в двадцать первом веке. Хотя, конечно, и они за основу берут нашу казачью культуру, наши исторические символы. Добавляют что-то и от себя, вкладывая в свои творения душу. Покупатели будут развозить эти вещи по свету, и повсюду люди будут знать, что есть в Волгоградской области такой район – Кумылженский, в котором трудятся талантливые кукольники, травники, прядильщицы и вышивальщицы.
Для всех желающих была проведена экскурсия по районному историко-краеведческому музею. Интересно, что уже даже само его здание фактически является музейным экспонатом: этот старинный купеческий дом 1903 года постройки – единственный, сохранившийся в станице, с уникальным фасадом, с уникальной планировкой – даже лепнина сохранилась с тех времен

Затем события фестивальной программы переместились в районный ДК. В его фойе работала выставка «Оружие казачьей славы», организованная сотрудниками Чернышковского казачьего музея истории и этнографии. На сцене же музейные коллективы и действующие при них фольклорные ансамбли сменяли друг друга, словно в калейдоскопе. Хозяева фестиваля, кумылжане, к примеру, показали характерную для осени засолку капусты в казачьей станице. Это тоже – своего рода ритуал, для исполнения которого чуть ли не все казачки из станицы собираются. Сопровождают его старинные народные песнопения.
Способы засолки, самые различные, также не были здесь позабыты. Например – засолки «по-белому», «по-серому», мамы рассказывают о них дочкам.
– И у нас капуста нынче народилась, – обратилась к казачкам, когда дело закончилась, еще одна станичница. – Подмогните и мне!
Сотрудники Нехаевского историко-краеведческого музея, действующий при нем детский образцовый ансамбль «Чобр» показали зрителям песни и игры, собранные и записанные на территории их района. Например, целовальные игры «Матрешки» и «Дрёма».

Шли матрешки по дорожке,
Потеряли две сережки.
Две сережки, два кольца -
Цалуй, девка, молодца!

– распевают девушки в ходе одной из этих игр.

А вот они же, взяв хороводом в кольцо молодого станичного парня, поют ему озорную песенку:

Бери, Дрёма, кого хочется тебе!
Цалуй, Дрёма, кого хочется тебе!

Казачья свадьба, как не раз говорилось на фестивале – это настоящий спектакль, зрелище. «Шоу», как можно было бы назвать его на современный манер. И это зрелище в самых различных вариантах, в исполнении самых различных музейных и фольклорных коллективов области было не раз показано на фестивальной сцене.
Решение о женитьбе молодого казака, как было здесь рассказано, принимали обычно его родители. У соседей дочка, мол, – красавица, умница, хозяйка домовитая: «Пора тебе, сынок, подумать о женитьбе». Тому не оставалось ничего, кроме как ответить: «Воля ваша, дорогие родители!»
Первое посещение невесты женихом и его родителями обычно происходило как бы невзначай – пришли, мол, к вам на огонек, погутарить да чаю попить.
Казаки – народ гордый. Поэтому во всех своих обычаях они старались не обидеть друг друга. Тем паче – жениха, его родителей. Поэтому молодой казак, войдя в дом избранной ему родителями невесты, клал обычно фуражку на стол. Если хозяйка ее переворачивала – это значило, что ответ на возможное сватовство должен ожидаться положительный, если же фуражку вешали на вешалку – ни о каком сватовстве не могло быть и речи.
А вот на сцене – коллектив Котовского районного исторического музея. Выступающая совместно с ним фольклорная группа детской школы искусств этого райцентра порадовала нас задорными частушками. А после них гости из Котово попотчевали всех присутствующих в зале свежими пирогами собственноручного изготовления, а также припевками:

Пироги, пироги, пышные да вкусные!
Пироги, пироги, с мясом да с капустою!

Сотрудники Алексеевского районного краеведческого музея и народный вокальный ансамбль из Алексеевки «Горница» преподали зрителям музейный урок «Славе дедовской не меркнуть!». Камышане представили картины купеческого быта уездного городка Камышина. Причем, все в них, до единого наименования и термина, взято было из документов, хранящихся в фондах музея. Зрителям были показаны купеческая гостиная, рабочий кабинет камышинского купца, его старинная мебель, посуда, одежа, а также уникальные фотоснимки – артефакты истории этого старинного волжского города.
А специалисты Дубовского районного историко-мемориального и художественного музея и народный ансамбль «Севинч» показали фрагмент свадебного обряда турок-месхетинцев. Зычно звучали голосистые национальные музыкальные инструменты этого народа. Зрители увидели воочию один из основных моментов турко-месхетинской свадьбы – «открывание лица невесты».
Затем пришло время для национальных танцев турок-месхетинцев. Когда же настал кульминационный момент свадебного обряда – «танец барабанщика», трудно было сдержаться, чтоб не пуститься тоже в пляс вприсядку...
Очень красив был и казачий свадебный обряд в исполнении сотрудников Серафимовичского литературно-краеведческого музея. Молодоженов казачьей шалью друг с дружкой связали, дали им свадебной каши по ложке отведать. Не позабыли угостить ею и гостей.
А затем породнившиеся сваты, родители жениха с невестой, встав на коленки, целовались друг с другом на сцене.
– Вот так же, – как заметила ведущая, – и вся казачья свадьба перецеловаться может!
Напоследок гости из Серафимовича призвали всех, собравшихся на фестиваль:
– Приезжайте к нам в Серафимович, мы и вас женим!
Что же, надо будет подумать над предложением...

Материал подготовлен при содействии ГКУ ВО «Агентство развития туризма»

Поделиться в соцсетях