«В Волгограде как минимум пять актеров столичного уровня...»

  • слева Жегин, в центре Смольяков
  • Жегин
  • Сцена из спекталя "Мой век". Волгоградский Молодежный театр
  • "Добрый человек из..." Волжский драматический театр
  • "Добрый человек из..." Волжский драматический театр
  • "Вера, надежда, любовь!" (НЭТ) Бабушка – Светлана Блохина, Другой – Виталий Мелешников
Чему удивлялись московские критики в волгоградских театрах. Приглашенные на второй региональный фестиваль «Театральные диалоги» столичные критики посмотрели десять спектаклей театров Волгограда, Волжского и Камышина. Разборы полетов – штука порой болезненная, но фестиваль затевался именно ради этого – всегда интересен взгляд со стороны. Москвичей, как выяснилось на итоговой пресс-конференции, многое поразило.

И за такую зарплату вы играете?!

– Зарплата молодого артиста – шесть тысяч рублей! Да ведь это немыслимо! Журналисты, обязательно напишите об этом, власти должны знать, что такое не правильно, – восклицал уважаемый Николай Жегин, патриарх российской театральной критики. Присутствующие с иронией и смущением переглядывались. Ведь не объяснять же приезжим столичным мэтрам, что волгоградские реалии сильно отличаются от московских.

Но оказалось, в Волжском драмтеатре москвичей удивил не только смешной размер актерской зарплаты.

– Какой спектакль мы там увидели – чистый, с нравственным посылом. И это не что-нибудь, а Брехт! Труднейший материал… – высоко оценил Жегин новую работу волжан – спектакль «Добрый человек из…», премьерой которого недавно был начат сезон.

Критик отметил хорошую школу, прекрасную речь молодого актерского состава театра. Особо подчеркнул, что это заслуга местного вуза, где учились ребята, а не знаменитых ГИТИСа или Щуки.

Одобрительно отозвался о ВДТ и другой известный театровед, главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров. Назвав увиденную постановку дерзкой и умной, он обратил внимание на то, что театр в городе-спутнике явно шагнул вперед по сравнению с тем, что показывал на первых «Театральных диалогах»:

– Даже не побоюсь сказать, что мы застали удивительный момент – рождение театра, – веско заявил Олег Иванович. Одно это повод пойти на премьерного «Доброго человека из...» – постановку, которую в афише почему-то назвали «пьесой-параболой».

Матом не ругаются, не обнажаются. Чудеса…

Другим фаворитом критиков, конечно, стал Новый Экспериментальный театр. Некоторые читатели сейчас могут поморщиться. У театра, как известно, есть и свои горячие поклонники, и свои оппоненты – равнодушных нет.

Словно предвидя неоднозначную реакцию, Жегин пояснил:

– Я знаю этот театр очень давно, практически со дня основания. 26 лет – срок немалый, можно и забронзоветь. Тем более вызывает уважение, что театр и сейчас находится в поиске. Мы все в жюри почувствовали, что он на подступах к какому-то новому рубежу. Это, может быть, неприметно для вас, волгоградцев, но нам, гостям, бросилось в глаза. Всем известно великолепное пристрастие художественного руководителя НЭТа Отара Ивановича Джангишерашвили к зрелищности, ослепительным постановочным решениям, как было в «Маскараде» и «Ромео и Джульетте». И вдруг мы увидели нечто другое – спектакли сдержанные, где артисты выступают крупным планом. Каждый спектакль этой трилогии – повесть о жизни человеческой души, о страданиях и поиске счастья («Продавец дождя», «Вера, надежда, любовь!», «Сотворившая чудо». – Прим. ред.).

Пивоваров поддержал коллегу:

– Сегодня НЭТ опирается на европейскую традицию с прививкой сердечности великого русского театра. Слезы растроганных зрителей в зале тому подтверждение. Думаю, спектакли, которые мы увидели, и особенно «Сотворившая чудо», будут достойно выглядеть даже на фестивалях европейского уровня.

По мнению критика, сейчас в России происходит слом традиционной модели стационарного репертуарного театра. Существует негласная конкуренция классического психологического театра с театром радикальным, который акцентирует внимание на физиологической стороне жизни человека, эксплуатирует темы телесного низа и «забывает» говорить с публикой о чувствах добрых, о совести и любви. Постановщики-«новаторы» прибегают к эпатажным изобразительным приемам, обильно используют ненормативную лексику, без особой необходимости донага раздевают артистов.

– Потрясающе, что в Волгограде на сцене никто не ругался матом и не обнажался, – шутливо-одобрительно удивлялись москвичи, делясь впечатлениями. Они увидели, что нашим театрам дороги гуманистические ценности, что несмотря на множество проблем здесь работают с колоссальной творческой отдачей и напряжением. «Театральные диалоги» – фестиваль индивидуальностей, актерский и режиссерский, говорили гости.

Актеру нужен псевдоним

Извинившись за то, что не смогут назвать всех артистов, которые были заметны на фестивале, эксперты, тем не менее, отметили многих.

Вполне закономерно им запомнились Светлана Блохина в образе Бабушки («Вера, надежда, любовь!», НЭТ). Для этой роли актриса нашла такую проникновенную, щемящую, личную интонацию, что мало кто из зрителей остается равнодушным к судьбе ее героини. Партнер ее в этом спектакле Евгений Тюфяков представляет молодое поколение НЭТа – он артист яркий и перспективный. Критики немножко поспорили, стоит ли Жене, пока не поздно, сменить настоящую фамилию на более звучный цветистый псевдоним.

– Мы увидели молодых чрезвычайно одаренных артистов. Не исключено, что когда-нибудь они появятся на лучших российских сценах, – сделал прогноз Пивоваров. – Некоторые играют на уровне столичном.

Комплиментов удостоились третьекурсница ВГИиКа Виктория Проводина, сыгравшая одну из центральных ролей в «Сотворившей чудо» (НЭТ) и выпускница того же вуза Дарья Дьяченко («Добрый человек из…», Волжский драмтеатр).

Редкое амплуа

Волгоградский молодежный театр выбрал для фестиваля бенефисный спектакль «Мой век». И хотя пьеса француженки Мишель Лоранс не так чтоб очень, можно не сомневаться, к кому на сцене были прикованы взгляды. Звезда этого спектакля заслуженная артистка РСФСР Вера Семенова в свои 86 лет (возраста не скрывает) сыграла неподражаемую 100-летнюю Малу. Вера Семенова – актриса необыкновенно молодого темперамента – готова хоть каждый день выходить на сцену и доставлять людям радость. Она блистает в редком сегодня сценическом амплуа «старухи».

– Вера Семенова, играющая в «Моем веке» главную роль, дарит обаяние жизни и мастерства. Это нечто божественное, замечательная краска мудрого, с толикой комизма, взгляда на мир. Как бы это амплуа вернуть на сцену? – восхищался Жегин. – Владимир Бондаренко, который является художественным руководителем, строит заново театр. Он удивительно соединяет на сцене начинающих артистов и опытнейших мастеров.

Симпатичные шалости

В постановке ТЮЗа по далеко не лучшей пьесе Мольера «Шалый, или Все невпопад» – самый харизматичный и шустрый герой Маскариль. Это настоящая удача артиста Альберта Шайдуллова. В плутовской комедии масок с переизбытком театральности, головокружительными трюками на грани самой настоящей акробатики – Шайдуллов музыкальный, гуттаперчевый, ритмичный, остроумный, заводной. Он может встать на голову и пройтись колесом, успевая при этом произносить свой монолог. Это произвело большое впечатление на критиков, которые хвалили молодого артиста.

– Мы увидели гармоничное сосуществование на сцене актеров разных поколений, абсолютно разные спектакли. Например, связанный с традицией перформанса, интерактивного действа спектакль «Гвардеец Сталинграда» Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра, куда постановщики неожиданно вписали историю старинного театрального здания. Или, например, «Пришел мужчина к женщине» Камышинского драмтеатра, сделанный в поэтически-бытовом ключе. Главное, что все это обогащает и гармонизирует культурную среду, – подвел итог театровед, критик, кандидат искусствоведения Александр Смольяков.

– Волгоград – город театральный, – резюмировал Олег Пивоваров. – Фестиваль показал, что в Волгоград стоит приезжать за театральными впечатлениями постоянно. Надеюсь, со временем вы будете принимать театры и зрителей со всей России.

DNG

Поделиться в соцсетях