В «Апельсине» чувствуется свежий взгляд на юношество и его проблемы. Отличается при этом здесь и содержание: у героев старшего поколения почти нет убежденного менторства, они воспринимаются как живые люди со своим опытом. Интересна форма подачи – в момент кульминации персонажи переходят на грубость и цензурную, но хлесткую ругань, свойственную подросткам.
Чего только стоит завязка, в которой школьники прогуливают урок, чтобы посмотреть на выпавшую из окна старуху. Нет, конечно, мы не будем пересказывать вам сюжет, ведь тогда смотреть спектакль будет неинтересно, однако начало с таким мощным хуком, помещающим зрителя прямо в середину повествования, стоило отметить.
И все-таки, если вы подумали, что на сцене вас ждет экшен-постановка, то спешим вас разуверить. Все намного глубже. В первую очередь речь здесь пойдет об отношениях между людьми, в частности об ошибках в поведении родителей.
– Для меня важный момент в любых историях – неспособность людей к разговору, неумение одних выразить что-то, а других – услышать и понять, нежелание или боязнь говорить друг с другом на больные темы, отсутствие у нас адекватного языка для многих вещей. А еще – идиотская уверенность родителей, что, замалчивая какие-то темы, не обсуждая их с детьми, они детей защищают. Все наоборот, – говорит о произведении его автор Дана Сидерос.
Драматург пришла в профессию в 2012 году и за это время написала шесть работ, которые ставят по всей стране. До этого ее стихи и пьесы хвалила Полозкова, а на театральном поприще она сразу была замечена Липовецким (именитый режиссер, список наград которого занял бы пару десятков строчек в этом тексте. – Прим. ред.). Дане приписывали «легкие диалоги, современный язык и здоровый цинизм», с чем нельзя не согласиться, все это действительно есть в «Черном апельсине».
Кроме Сидерос, над спектаклем работали лидер Волгоградского ТЮЗа, заслуженный артист РФ Альберт Авходеев, ведущие актеры Волгоградского ТЮЗа, а также питерский сценографист и художник по костюмам Таисия Хижа. Кстати, она трудится и в Театре на Литейном, где «Апельсин» давали в прошлом году.
С собой Таисия принесла и неплохую пасхалку, которая кроется на самом виду: стилистическое оформление одежды и окружения персонажей – белое, минималистично-костюмное и рубленое, будто отсылает нас к другому произведению со схожим названием. Конечно, это скандальный «Заводной апельсин» и его не менее скандальная экранизация Стэнли Кубрика, запрещенная в целом ряде стран за излишнюю жестокость.
С другой стороны, это может быть лишь стилистическая необходимость, ведь герои как-никак находятся в школе и носят форму, тем более что со временем и костюмы, и декорации меняются. Сквозь такую творческую призму постановку смотреть не то что интереснее, а скорее несколько забавнее.
И все-таки для полноты картины и объективности рассказа поделимся парой обывательских и зрительских впечатлений. Во-первых, при всей легкости диалогов им немного не хватает живого подросткового языка. Современные школьники скорее «флексят», чем «тусуются». С другой стороны, конечно, широкому зрителю такой жаргон может быть попросту непонятен.
Во-вторых, настоятельно советуем покупать билеты даже не в партер, а куда-нибудь на балкон. Все-таки актеры, исполнившие роль детей, сами давно не дети. И если отыгрывают они их прекрасно (пусть и немного взбалмошно и гротескно, что в целом не чуждо для театра), то вблизи взрослый мужчина, с которым взрослая женщина ведет диалог, как с ребенком, выглядит странно. Хотя, может, у нас просто не хватает фантазии. Исправить это очень просто: мы переместились на десяток рядов назад, и подростки стали как настоящие.
Репетировали спектакль долго. По словам сотрудников театра, первые прогоны начались еще до пандемии. Теперь его представляют на зрительский суд в декабре, хоть и понятно, что история эта совсем не новогодняя. Стоит ли на нее идти? Определенно да. Стоит ли ждать от нее волшебной зимней рождественской легкости? Не думаем.
За этим лучше сходить на «Щелкунчика», показ которого как раз возобновили в том же театре.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий