Более 180 участников объединил фестиваль хореографического искусства. 17 танцевальных коллективов приехали из Саратовской, Рязанской, Мурманской областей, Волжского, Краснодарского края, Республики Адыгея, Донецкой Республики.
Слышать сердцем
С приветственным словом к участникам фестиваля и зрителям выступил митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор. Владыка выразил большую благодарность организаторам за такой праздник.
– Удивительно видеть детей, которые не слышат и так зажигательно замечательно танцуют. Как они это делают – великая тайна. Ответ один – музыка звучит у них внутри. Мы мало задумываемся о том, что у каждого из нас два уха и всего один рот. Это для того, что мы должны больше слушать и меньше говорить. Но что делать, если ушки не слышат – слышать сердцем. Я чувствую, что сегодня все свои сердца настроили на то, чтобы слушать и слышать друг друга. Это самое главное в нашей жизни. Низкий поклон и всем Божьего благословения, – заключил митрополит Феодор.
Действительно, отрадно было видеть раскрепощенных детей с сияющими от счастья глазами. И если бы не движения руками педагогов, которые взмахами помогали своим воспитанникам чувствовать ритм, поверить в то, что это танцуют глухие детки, было попросту невозможно.
Руководитель танцевального коллектива «Радость» из Донецка Ольга Нудько рассказала, как находит общий язык с детьми с нарушением слуха, чтобы те почувствовали музыку.
– Должно быть обоюдное желание трудиться – и у детей, и у педагога, – отметила руководитель творческого коллектива. – На уроках ритмики определяю детей, у которых есть способности, тяга к музыке. Таких деток видно сразу, они стараются, сразу придумывают движения. На занятиях мы разбираем музыку – где медленная, быстрая веселая, грустная, харАктерная, двигаемся под счет «раз-два-три-четыре». Добиться четкости тяжело в исполнении сложных элементов, а основные – простые – поддаются детям легко.
Как научить неслышащих деток танцевать? Сначала их приучают к вибрации звука, который идет через большие колонки. Сегодняшним детям больше всего нравится современная музыка. Занятия танцами для детей с нарушением слуха позволяют им раскрыться, «отпустить» себя.
Кропотливый, но очень благодарный труд
II Всероссийский фестиваль хореографического искусства детей с нарушением слуха в этом году стал более массовым, приобрел новых участников, поклонников и друзей. Волгоградскую область представил ансамбль «Аленький цветочек».
Президент Межрегиональной общественной организации детей-инвалидов «Аленький цветочек» Вера Корчагина рассказала, что танцевальный коллектив был образован более 23 лет назад.
– За годы работы ансамбль стал большой дружной семьей, – призналась она. – Когда мы ездим на гастроли или фестивали, многие руководители спецшкол, интернатов для глухих детей, видя наше выступление, загораются идеей организовать у себя танцевальный коллектив. И вот результат – если в прошлом году в фестивале принимали участие 68 ребят, то в этом году уже 185. И мы очень этому рады!
Дети, которые танцуют, очень отличаются от тех, кто не участвует в фестивалях и не занимается творчеством.
– Наши дети адаптированы и социализированы. Они спокойно могут разговаривать со слышащими ребятами, у них много слышащих друзей, – говорит Вера Корчагина.
К слову, в общественной организации детей-инвалидов «Аленький цветочек» занимаются не только дети с нарушением слуха.
– У нас занимаются творчеством дети с ДЦП, с аутизмом, дауны, – пояснила Вера Корчагина. – У нас нет отбора, мы берем всех – с 2-летнего возраста и до 18 лет, и любой комплекции – худенькие и полненькие, высокие и малыши. К нам приходят дети, про которых говорят, что они необучаемы. И через определенное время, (конечно, процесс очень долгий и напряженный, занятия ведутся индивидуально) ребенок меняется. С детьми занимаются большие профессионалы своего дела, и главное – результаты есть.
Танец – особый вид искусства. Здесь задействованы и пластика, и мимика, и ритмика. Не зная языка, можно понять, что ребенок хочет сказать.
Выпускники ансамбля «Аленький цветочек» нередко возвращаются в качестве педагогов – хореографов. Не смогла расстаться с творчеством и руководитель коллектива Екатерина Морозова. Чтобы заниматься с особенными детьми, девушка прошла специальные курсы и выучила язык жестов. Сегодня она ведет несколько групп, обучая 82 ребят.
– Я считаю, главное в моей работе – просто любить детей, любить свое дело, а остальное все преодолимо. Это такие же дети, только они не слышат. Я люблю всех детей, поэтому может быть из-за этого в профессии все удается. Сложно, конечно, бывает, устаешь, падаешь духом, но после выступления, глядя на улыбки детей, снова возрождаешься, словно Феникс.
Работа в «Аленьком цветочке» построена так же, как в любом хореографическом коллективе – это и разминочный комплекс, и станок, и растяжки, отработка и отточка новых движений. Педагог всегда рассказывает детям о новом номере – о чем он, чтобы они прочувствовали.
– Если мы танцуем современный танец, прошу представить детей что они на улице, приношу записи, показываю. Маленьким детям рассказываю, как ходят цыплятки, рассказываю все до мелочей. Нужно не только закрепить набор движений, надо чтобы они все прочувствовали все эмоционально. Дети, занимаясь танцами, становятся самостоятельнее, вдобавок ко всему это и хорошая осанка, и фигура, и здоровье.
Барьера нет
В регионе большое внимание уделяется социальной поддержке семьям, воспитывающим детей с особенностями развития.
По словам заместителя председателя комитета социальной защиты населения Волгоградской области Алексея Завражина, семьям оказываются комплексные реабилитационные услуги – образовательные, социально-педагогические, оздоровительные.
– Такие мероприятия, как сегодняшний фестиваль хореографического искусства «Танец без границ», имеют широкий общественный резонанс. Опыт нашей общественной организации детей-инвалидов «Аленький цветочек» распространился во многих российских городах. Эта организация воспитала уже не одно поколение талантливых ребят, – отметил Алексей Завражин.
Добавим, в Волгоградской области придается большое значение качественному образованию особенных детей, в том числе и дополнительному. В школах и специализированных центрах создаются кружки, где воспитанники могут раскрыть свой потенциал. Популярностью пользуются музыкальное, вокальное, танцевальное направления, спорт и прикладное творчество. Более 3,5 тысячи человек занимаются в общеобразовательных учреждениях по адаптивным программам, действует система инклюзивного и дистанционного образования.
Для родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создана и расширяется сеть консультационных центров — работа по поддержке материнства и детства ведется в рамках нацпроекта «Образование». В целом за пять лет в сфере предстоит реализовать более 30 основных проектов, в том числе завершить строительство школы на тысячу мест в Камышине; возвести школы в Городищенском районе, Волгограде и Волжском; построить 25 детских садов в муниципальных образованиях региона; создать в Дубовском районе центр поддержки одаренных детей. В реализации ключевых направлений развития Волгоградской области губернатор заручился поддержкой президента.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий