Его скульптуры с детства знакомы волгоградцам и волжанам. Народным достоянием может стать мастерская Малкова, о передаче которой городу Волжскому, выполняя волю покойного, сейчас беспокоятся наследники. Ценность этого бескорыстного дара до конца не осознана.
Петр Малков, участник Великой Оте-чественной, прожил долгую жизнь, смыслом которой было искусство. Его монументальные работы украшают Волгоград и стали достопримечательностями города: мемориальная стена-рельеф на Доме Павлова (в соавторстве), памятник Североморцам у элеватора в Ворошиловском районе, памятник морякам Волжско-Каспийской флотилии (остановка «Красный Октябрь»). 11 памятников работы Малкова находятся в Волжском. Самые известные – Пушкину, Карбышеву, монумент Комсомольской славы у Дворца культуры «Волгоградгидрострой», стела на въезде в город.
Мастерская Малкова – особая грань его наследия. Это очень атмосферное место со своими настоящими сокровищами, которое должно стать преинтересным музеем. Все для этого есть.
– Петр Лукич приехал сюда, в дом на проспект Ленина, 44, напротив кинотеатра «Спутник», в 1969?м. Свою мастерскую он долго создавал, достраивал по собственному проекту и на собственные деньги. Чтобы делать масштабные монументальные работы, помещение углубили. Это рабочее пространство удобно, но еще и красиво, – говорит дочь скульптора, известный волгоградский искусствовед Ольга Малкова.
Малков увлекался собиранием слепков античной и классической скульптуры, постоянно привозил их из поездок и экспедиций. Со временем сложилась великолепная коллекция, и она вся здесь! Как и десятки собственных работ мастера – готовых (как говорят специалисты, «в материале»), авторских произведений в гипсе. Еще множество учебных пособий (их с лихвой хватит для работы целой студии), разнообразных архитектурных макетов, скульптурных эскизов в глине и пластилине.
Тут и рисунки, и фотографии, и газетные вырезки, по которым легко проследить, как рождались знаменитые волгоградские памятники. Вот в одной из папок листы, которые наглядно показывают этапы работы над рельефом стены Дома Павлова. Наброски проливают свет на глубоко личную, скрытую от чужих глаз, «кухню» художника, который творил без фотошопа.
Еще при жизни Малков заявил о желании подарить Волжскому свои самые значимые произведения. В начале нулевых годов комиссия оценивала стоимость щедрого дара в 7 миллионов рублей. Да ведь и не в деньгах дело.
По мнению авторитетных экспертов, у наследия Малкова, которое осталось в полной неприкосновенности в его мастерской, огромное художественное, историческое, воспитательное значение. Уникальность его именно в целостности. Сейчас ни в Волжском, ни в Волгограде нет площадки, способной просто вместить всю обширную и многомерную экспозицию. Иные масштабные работы Малкова буквально физически нельзя отсюда вывезти. Мастерская сама по себе творение рук художника, отражает его личность. И богатый архив, и фотолаборатория, и фонотека, и библиотека, и методические пособия для обучения рисунку, скульптуре, пластической анатомии – все это потрясающий ресурс не только для традиционной мемориальной выставки, но современного интерактивного музея, музея-мастерской, какие сегодня популярны у детей и у взрослых. Таких музеев-скульптурных мастерских в нестоличных городах не существует. Волжский мог бы стать первопроходцем.
Власти города приняли принципиально важное решение о музеефикации мастерской Петра Малкова и передаче ее Волжскому музейно-выставочному комплексу. Сейчас его научные сотрудники, семья художника (дочь Ольга Малкова и вдова Инна Непокупная), энтузиасты разбирают архив и личные вещи, составляют предварительные акты передачи в фонды музея крупных работ, инструментов скульптора. Однако до торжественного открытия мастерской пока далеко.
Нужны деньги. Причем не так много, речь всего?то о 700 тысячах рублей, – на приведение помещения в порядок и минимальный ремонт, коммунальные платежи, содержание штатной единицы, охрану. Финансирование под это так и не открыто. Увы.
– В настоящий момент муниципальные музеи Волжского объединены в Волжский музейно-выставочный комплекс, – комментирует его директор Сергей Анисин, – мастерская Малкова должна стать пятым структурным подразделением МБУВМВК, «штучным» культурным объектом, привлекающим к Волжскому внимание, способствующим увеличению его туристической привлекательности.
Между тем открытие музея на базе мастерской Петра Лукича Малкова – на том сходятся все, кто там побывал, – по сути, вопрос спасения его наследия. Или безвозвратной его потери.