Вернисаж в условиях пандемии приобрел особое звучание

Волгоградская правда
В выставочном зале музея изобразительных искусств имени И. Машкова на Чуйкова, 37 открылась персональная выставка известного советского и российского художника Никаса Сафронова.

Вернисаж в условиях пандемии и определенных карантинных ограничений – явление в нашей действительности новое. В предварительных анонсах сообщалось, что доступ посетителей в экспозиционные залы будет по предварительной записи по телефону, с ограниченным количеством людей – не более 60, с периодичностью одна группа в час. Такая подготовка публики к вернисажу предвещала на нем небывалый ажиотаж.

Казалось, что на открытие запишется и придет не менее 60 поклонников живописи, интересующихся творчеством этого незаурядного художника. В действительности все оказалось иначе. На вернисаж прибыло всего 5 посетителей и два корреспондента… Пандемия коронавируса изменила даже такое явление культурной жизни миллионного города, как вернисаж картин знаменитого мастера кисти.

Открытие выставки прошло тихо, без привычных речей, поздравлений и шампанского с традиционным фуршетом. Во-первых, это было начало обычного дня в конце недели, когда основная масса людей на работе. Во-вторых, все массовые мероприятия по-прежнему остаются под запретом.

В-третьих, завсегдатаи вернисажей пенсионеры – контингент группы особого риска. Они продолжают находиться дома в самоизоляции. И наконец, посещение музеев разрешается только небольшими группками с обязательным ношением масок.

Редкие посетители вернисажа медленно обходили все залы и спокойно рассматривали полотна, общее количество которых в экспозиции оказалось чуть более 70. Особое внимание, конечно, обращает на себя самый необычный портрет Никаса Сафронова, который установлен на лестничном переходе и фактически открывает экспозицию.

Это работа белорусского художника Вадиса, автора идеи и создателя техники картин из монет – фэйсмани. Портрет «Дон Никас» он создал из 2-копеечных монет СССР. На создание картины ушло 8055 монет и 9 месяцев работы. Лишь четыре монеты – французские, они представляют блики в глазах художника.

Общий вес монет – более 16 килограммов, а всей картины – 50 килограммов. Портрет создан автором и подарен Никасу Сафронову на его 60-летие в знак глубокого уважения и почитания его таланта и в знак дружбы народов России и Белоруссии.

Отличительной особенностью представленных на выставке картин, пожалуй, можно назвать необычайно резкий контраст их цветовой гаммы, который используется художником для неоднозначного отображения своих мыслей и чувств по отношению к объекту своего интереса. Они либо яркие, сочные, красочные, с дотошной прорисовкой всех деталей, либо приглушенные, однотонные, с условным воспроизведением всего второстепенного.

В череде картин с портретами известных людей из настоящего и недалекого прошлого, которые подписаны их реальными фамилиями и именами, есть и безымянные с весьма узнаваемыми героями. Эти портреты имеют условные названия, которые могут быть изменены лет через 16…

Выставка картин Никаса Сафронова, несомненно, заслуживает того, чтобы ее посмотреть, отодвинув в сторону все дела. В экспозиции живописные и графические работы мастера представлены не только на полотнах в рамах, но и воспроизводятся в полумраке с помощью мультимедийных средств на широком экране стены.

Это новая форма показа выставочных работ, которая, как сообщила директор музея Варвара Озёрина, стала возможной благодаря современной цифровой технике, которую музей получил после капитального ремонта.

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях