Декупаж – от французского «вырезать». Это салфеточная техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, обычного вырезанного, к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком.
Можно вырвать или вырезать любой сюжет, а потом обыгрывать его в определенной технологии. Инга Дергина занимается декупажем уже пятый год. Интересуюсь у рукодельницы – с чего все началось?
– Услышала слово декупаж, стало интересно, что это такое, стала рыться в Интернете, присматриваться, – вспоминает Инга. – Увидела объявление о мастер-классе, сходила, попробовала. Поняла – как из одинаковых продуктов у каждой хозяйки получается разный борщ, так и в декупаже у каждой рукодельницы разный подчерк. Стала искать свой. Люблю смешивать краски, шкурить, стирать, покрывать лаком, нахожу в этом упоение.
Что можно декупажить? Шкатулки, комоды, декоративные тарелки, садовые лейки, кашпо, бидоны, подносы, контейнеры для сыпучих продуктов, разделочные доски, стулья, любые предметы домашнего интерьера, мебель, даже стеклянные банки, бутылки, настенные часы и практически все, что пожелаешь… А прялки, швейные машинки после декупажа становятся арт-объектами.
Бывает менее или более активное состаривание изделия – со сколами, с трещинками. Это делается специально, чтобы придать вид старинной бабушкиной вещи, со своей историей… Состаренная вещь несет в себе историю соприкосновения человеческих рук в разные моменты жизни – в счастье, разочаровании, радости, горе. Вся энергия невольно передается вещи, и она несет эту энергетику. А выхолощенные вещи не особо греют душу. Вот, например, старый эмалированный бидон, которому исполнилось лет 30, вы в свое время ходили с ним за квасом. Решили, что свое он уже честно отслужил и приготовили на помойку выбросить. А Инга вдохнет в него новую жизнь – и он будет служить еще много лет и радовать его хозяев. Также мастерица делает изумительные елочные игрушки ручной работы.
– Мне надо выполнить работу так, чтобы нравилось самой, довести вещь до совершенства, чтобы было жалко отдавать в другие руки, – делится Инга секретом успеха. – Ощущения творчества, мастерства приходят эмпирическим путем.
– Не скучно заниматься декупажем? – спрашиваю у Инги.
– Ни в коей мере, это увлекательно, – улыбается она. – Это настолько творческий процесс, который порой бывает медитативным. Более того, разработан психологический курс, где все виды рукоделия используются как арт-терапия, как психологические практики. Мне очень нравится красить, оказывается, смешивать краски – это тоже искусство, надо знать технику. Когда получаешь конечный результат и он тебя радует, то это очень вдохновляет на новые высоты в работе.
Инга нашла и реализовала себя именно в декупаже, а начала заниматься им после 40 лет. Теперь, как и героиня Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит» твердо уверена, что «после сорока жизнь только начинается».
– Бывает, что делаю вещь не под заказ, готовая работа лежит какое-то время, но так или иначе все равно дожидается своего хозяина. Приходит человек, смотрит на ту же шкатулку и говорит – вот – вот именно о такой я и мечтал!
DNG