Акция стала второй частью международного фестиваля «Музыка мира – против войны» в рамках Года Германии в России и Года России в Германии. С немецкой стороны ее участником был симфонический оркестр города Оснабрюк, который в начале февраля выступал в Волгограде. Волгоградский оркестр побывал с ответным визитом в Оснабрюке и в австрийском городе Линце.
Небольшой город Оснабрюк ведет древнюю историю со времен Карла Великого, носит почетный титул «города мира». Именно здесь подписанием Вестфальского мира в 1648 году был положен конец кровопролитной драме Тридцатилетней войны, опустошившей Центральную Европу. Городок также родина писателя Ремарка, в чьем творчестве трагедия войны стала одной из главных тем.
Россиянам была интересна и повседневная жизнь небольшого немецкого города с маленькими уютными улочками, сохранившимися булыжными мостовыми, старинными церквями, звоном колоколов кафедрального собора, приметами старины, как, например, старинная люстра с оленьими рогами в зале приемов городской ратуши. Идеальный антураж для концертов под открытым небом.
Совместный концерт российских и немецких музыкантов на Соборной площади Оснабрюка услышали две тысячи человек. Для этого опен-эйра была выстроена сцена. Два оркестра и огромный сводный хор исполнили Девятую симфонию Бетховена и пьесу «Ожидание» Елены Фирсовой памяти жертв Сталинградской битвы, написанную к фестивалю.
Была очень холодная погода с дождем и ветром. Но слушатели, многие из которых приехали специально из других городов, казалось, не замечали ненастья. Ни один человек не ушел, ни у кого ни разу не зазвонил мобильник. Играли оркестры стран, которые полвека назад по трагическому стечению обстоятельств были непримиримыми врагами. Великая Девятая симфония прозвучала как символ человеческого братства.
По отзывам, волгоградцы играли на высоком художественном уровне. Наш симфонический оркестр под управлением Эдуарда Серова выступил в зале местного педагогического университета, затем в австрийском Линце на живописном берегу Дуная в «Брукнер-хаусе» – большом концертном зале на три тысячи мест. Исполнялись сюита из балета «Жар-птица», Каприччио для фортепиано с оркестром Стравинского (солист – Аркадий Ценципер) и – кульминация гастролей – Шестая симфония Чайковского. Все концерты с участием волгоградских музыкантов прошли с исключительным успехом, при переаншлагах.
В поездке волгоградскому оркестру «посчастливилось» лицезреть наводнение, едва не утопившее Европу. В день отъезда оркестра из Германии там выпало рекордное за последние 500 лет количество осадков. А в Австрии из окна гостиницы был виден Дунай – совсем не «прекрасный» и не «голубой», как его описал Иоганн Штраус, а довольно бурный, мутно-серого цвета. Ближе к берегам из воды торчали дорожные указатели, фонари и спинки парковых скамеек. Но на графике и качестве гастролей никакие бури не отразились. Вся техническая и организационная часть была отлажена четко и безукоризненно.
Волгоград может по праву гордиться одним из лучших региональных оркестров России с беспрецедентным по широте и разнообразию репертуаром и великолепным мастерством, который в течение четверти века взращивал маэстро Эдуард Серов. Оркестр показал себя мощно и достойно, заслужив долгие горячие аплодисменты.